Авторские материалы Оскорбление чиновника стоит 40 тысяч
Персоны
Верховный суд России разъяснил, когда унижающие достоинство высказывания в отношении чиновников подпадают под статью Уголовного кодекса об оскорблении представителя власти. Обязательное условие – публичный характер этих противоправных действий. Подробности выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.
В последний раз пленум Верховного суда России давал разъяснения относительно ответственности за оскорбления представителей власти в 1989 году. За это время изменился и политический строй, а главное – публичное пространство, к которому сейчас относится Интернет. Само же оскорбление представителей власти, как и прежде, состоит в публичном унижении чести и достоинства, выраженном в неприличной форме и, по словам адвоката Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Андрея Князева, затрагивающем личностные и профессиональные качества чиновника.
КНЯЗЕВ: Должно быть именно оскорбительно и связано с его исполнением служебных обязанностей. То есть если там написать, что он "жулик и вор" и поэтому в бюджете нашей области не хватает денег, то вполне возможно привлечение по этой статье.
Еще одним обязательным условием для привлечения к ответственности по 319 ст. УК является публичность оскорбления. То есть ругать какого-то чиновника у себя в квартире в присутствии семьи не является преступлением, но делать это в ресторане, на улице или в любом другом публичном месте, в том числе при проведения массовых мероприятий, уже может образовать состав преступления. Причем оскорбить можно, по мнению ВС, не только словами, но и, например, неприличным жестом. Публичным пространством является и Интернет, в том числе личные страницы пользователей в социальных сетях, открытых для широкого круга лиц. Подпадает под статью и массовая рассылка электронных сообщений с оскорблениями в адрес чиновников и силовиков. Правда, ВС все же разделил ругань и критику. То есть отрицательное мнение относительно деятельности какого-то представителя власти, выраженное корректно, может в принципе его обидеть как человека, однако, по словам адвоката Андрея Князева, оскорбительным с точки зрения закона являться не будет.
КНЯЗЕВ: Правильно все-таки пленум разъяснил, что должны быть именно ругательные и оскорбительные выражения, так скажем, безоценочные. Плохо учился в школе – это оценочно. Но, например, "жулик" и "вор" явно в словаре Ожегова приведены как оскорбительные слова.
В спорных случаях будет разбираться суд, прибегая в том числе и к лингвистической экспертизе. Если вина фигуранта какого-то дела об оскорблении представителя власти будет установлена, то человек может быть оштрафован на сумму до 40 тысяч рублей или отправлен на обязательные работы на срок до одного года.