Авторские материалы Не вышли на работу из сочувствия к коллеге: дело марсельского полицейского приговором не закончится?
Персоны
Во Франции арест полицейского, участвовавшего в избиении одного из участников беспорядков в Марселе, вызвал недовольство его коллег – от рядовых патрульных до высшего руководства правоохранительных органов. Но поскольку закон запрещает полицейским проводить забастовки, стражи порядка выбрали другой способ протеста. Одни обратились к медикам и не вышли на работу "по состоянию здоровья". Другие выбрали так называемую итальянскую забастовку, то есть остались на рабочих местах, но свели свою деятельность к минимуму. Сегодня дело арестованного полицейского рассматривает апелляционный суд. Рассказывает собственный корреспондент "Вестей ФМ" во Франции Александр Зуев.
Апелляционный суд города Экс-ан-Прованс должен принять решение по делу, за которым внимательнейшим образом следит как полиция, так и судейский корпус страны. Судьям предстоит решить, должен ли оставаться под стражей марсельский полицейский, обвиненный вместе с тремя его коллегами в зверском избиении 22-летнего официанта по имени Хейди. Это произошло во время подавления беспорядков, вызванных гибелью также от рук полицейских 17-летнего подростка Наэля в Нантере под Парижем.
Сам полицейский в ходе предварительного следствия признал, что выстрелил в молодого человека из травматического оружия. Но сделал это по необходимости. Пострадавший, которому врачи были вынуждены ампутировать часть черепа и который частично лишился зрения, утверждает, что не участвовал в беспорядках и погромах, а просто возвращался домой с работы. В связи с тяжестью обвинения стрелявший полицейский был арестован, а трое его коллег помещены под полицейский надзор.
Такое решение судей вызвало крайнее возмущение полицейских, которые на протяжении пяти дней в конце июня – начале июля боролись с беспорядками и погромами по всей стране. За это время МВД Франции зафиксировало 269 нападений на комиссариаты национальной полиции, участки (и казармы) жандармерии и муниципальной полиции. Свыше 900 стражей порядка получили травмы различной тяжести. Это на порядок больше, чем число пострадавших в ходе столкновений с полицией бунтовщиков.
В этих условиях все симпатии полицейских и их начальства оказались на стороне коллеги. Они настаивают, что до окончательного суда совершившие правонарушения полицейские не должны оказываться в предварительном заключении. Действия своих подчиненных, отказавшихся в знак протеста под благовидными предлогами выходить на работу, поддержало и их начальство.
"Они не требуют безнаказанности, они требуют уважения. Полицейские не просят быть выше закона, они просят не быть ниже закона", – заявил на встрече с профсоюзами полиции министр внутренних дел Жеральд Дарманен. А глава Генеральной дирекции национальной полиции Фредерик Во подчеркнул: "В целом я считаю, что до возможного процесса сотруднику полиции не место в тюрьме, даже если он допустил серьезные оплошности или ошибки в ходе своей работы".
Такая позиция, в свою очередь, вызвала возмущение французских судей. По их мнению, комментарии министерства и уступки, на которые оно пошло в отношении полиции, свидетельствуют об ухудшении ситуации с верховенством закона.
Раскол произошел и среди политиков. Представители ультраправых и правых партий, скорее, симпатизируют стражам порядка. Их конкуренты с крайне левого и левого фланга традиционно обвиняют полицию в чрезмерной жестокости.
Президент Макрон в ответ на просьбу журналистов прокомментировать заявление главы нацполиции сказал, что не будет его оценивать, но понимает "эмоции" полицейских. В то же время официальный представитель правительства Оливье Веран позвонил пострадавшему молодому человеку Хейди, чтобы выразить ему свое сочувствие и поддержку.
Адвокат Хейди заявил, что этот звонок обнадеживает и благоприятно сказывается на моральном состоянии его клиента. "Он – жертва. Он – невинная жертва. Он заслуживает интереса, он заслуживает внимания", – подчеркнул адвокат.
В ближайшее время апелляционный суд Экс-ан-Прованса вынесет свой вердикт, должен ли полицейский оставаться в предварительном заключении до суда или сможет выйти из тюрьмы под полицейский надзор. Но каково бы ни было решение, кризис на этом не закончится.