Авторские материалы Пернатые мигранты: какие птицы улетают на юг, а какие остаются
Персоны
Из Москвы на зимовку уже стали улетать птицы, которые проводят в теплых странах все холодные месяцы. Первыми покинули столицу ласточки и стрижи, они уже в августе отправились в Африку. Однако есть такие птицы, которые остаются с нами в последние годы, хотя раньше предпочитали зимовать в дальних краях. Есть и те, что изначально предполагали лишь пролет через Москву, изменили маршрут и по разным причинам задержались здесь. Но есть птицы, которые живут с нами круглый год постоянно, и в этом году они не изменили традиции. О перемещениях пернатых в канун холодов узнала корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Всего в Москве обитают около 270 видов птиц, но зимой эта цифра втрое меньше. Большая часть пернатых проводят зиму на юге. Там теплее, сытнее и безопаснее. Первыми встали на крыло те птицы, что питаются насекомыми. Они уже устремились на юг с середины августа, говорит вице-президент клуба "Птицы и люди", кандидат биологических наук Надежда Егорова.
ЕГОРОВА: Это ласточки и стрижи. Они улетают обычно первыми. Они улетели где-то уже с середины августа. Им сложно. Насекомых в воздухе почти нет. Уже почти нет пеночек и мухоловок, улетели. Уже практически улетели кукушки.
В конце августа улетают соловьи, славки и камышевки. Ближе к морозам, в конце октября – начале ноября, улетят чайки и кряквы, хотя последние часто зимуют в Москве. А в ноябре в московском небе можно будет увидеть и стаи диких гусей, которые также довольно поздно отправляются на юг.
Лететь птицам долго. Например, черные стрижи зимуют в южной части Африки. И чтобы туда добраться, им предстоит преодолеть 9 000 километров. Или, например, полярная крачка, которая живет за полярным кругом, а зимовать летит в Южную Африку и в Южную Америку. Она два раза в год делает такие громадные перелеты. Почему? Потому что ей негде взять еду. Она вынуждена преодолевать столь серьезные расстояния, чтобы не погибнуть. Но как пернатым удается выдерживать такие нагрузки? Птицы начинают задолго готовиться, накапливать жир, чтобы потом использовать это во время долгого пути. А еще они сбиваются в стаи для верного ориентира, поиска корма и безопасности, продолжает Надежда Егорова.
ЕГОРОВА: Такие дальние мигранты, у них есть свои миграционные пути, летят они одними и теми же миграционными путями, у них могут быть дальние беспосадочные перелеты. Кулики летят тысячи километров, через Индийский океан, через Атлантику, беспосадочно, для них это нормально. Мелкие кулики наши, которые живут на Чукотке, кулик-лопатень, он летит с Чукотки в Новую Зеландию зимовать. Они ориентируются по Солнцу, по звездам, они, конечно, могут сбиваться с пути, но если птица накопила жировых запасов достаточно, то она прекрасно себя чувствует в полете и проблем никаких не будет.
Но есть и те птицы, что переоценивают свои силы. Им может не хватать запасов или они могут заболеть в дороге. Потому они вынуждены оставаться в крупных городах по дороге. Например, в Москве таких транзитных пассажиров очень много, продолжает Надежда Егорова.
ЕГОРОВА: Есть птицы, которые являются пролетными, которые летят через столицу, и мы их обычно не замечаем, но иногда они могут останавливаться, чтобы покормиться. Или просто себя плохо чувствуют, не могут лететь дальше. Вот вальчиков очень часто приносят в ветклиники, потому что они не могут лететь, они ослаблены. При этом это птицы, которые имеют продлетный путь через Москву.
В последние годы орнитологи наблюдают в столице поголовье скворцов, которые просто не хотят куда-то улетать и остаются на родине, говорит Надежда Егорова.
ЕГОРОВА: Последние несколько лет есть скворцы, которые не улетают вообще. Есть популяция скворцов, которые остаются зимовать. Они научились зимовать в городе, они научились питаться другой пищей: едят остатки пищи человека, фастфуд, что им не очень-то полезно.
Есть и такие птички, что целенаправленно летят в столицу. Например, из тундры прилетят пуночки, из лесотундры – чечетки, из тайги – свиристели и клест-еловик, полярная утка – морянка. А есть те, что всегда зимуют с нами. Они не боятся голода и холода и сохраняют верность своим краям, зная, что выживут. Это голуби, воробьи, синицы, ястребы, некоторые виды сов, вороны, дятлы, снегири и утки кряквы. Последние остаются при условии, что есть незамерзающие водоемы. А они в Москве есть всегда.