Картинка

Авторские материалы Великая актриса: Татьяна Доронина отмечает юбилей

12 сентября 2023, 14:35

Персоны

Сегодня юбилей отмечает советская и российская актриса, театральный режиссер Татьяна Доронина – народной артистке СССР исполнилось 90 лет. "Старшая сестра", "Три тополя на Плющихе", "Ёще раз про любовь", "Валентин и Валентина" – фильмы с ее участием давно вошли в золотой фонд отечественного кино. Однако главным в ее жизни всегда была театр, сначала – БДТ у Товстоногова, затем и по сию пору – МХАТ имени Горького, которым она руководила три десятилетия, а с 2018 года является его президентом. Великую актрису поздравляет обозреватель "Вестей ФМ", ректор ГИТИСа Григорий Заславский.

Несмотря на то, что великими сегодня называют многих и сплошь и рядом, по-настоящему великие не перевелись и есть, от кого вести отсчет. Доронина – несомненно, великая актриса. Перефразируя слова Горацио об отце Гамлета, Доронина – истая королева, царственная и на сцене, и в жизни. Умевшая быть безжалостной, пригвоздить одним словом – даже когда речь шла о ближайших партнерах. Рассказывают, однажды кто-то спросил, чей это голос звучит за сценой в "Варварах" – её или Зинаиды Шарко, кстати, тоже выдающейся актрисы, и Доронина мгновенно отреагировала: как вы могли сравнить мой орган с её консервной банкой.

Абсолютно счастливая в первой, ленинградской половине своей жизни и избравшая сама тернистый путь одинокого противостояния разброду и одичанию театра, в меру своего понимания путей развития не театра вообще, а Художественного театра, понимания традиций, заложенных при основании этого театра Станиславским и Немировичем-Данченко. Это был выбор, почти наверняка обреченный. Но она сумела сохранить свою половину МХАТа и, честно говоря, вряд ли найдется сегодня кто-то, кто знает и понимает и кто возьмется сказать, что в другой половине разделенного по живому театра, который возглавил в конце 80-х Олег Николаевич Ефремов, сегодня от старого МХАТа осталось больше. Оба театра – другие, в обоих развивается своя, другая жизнь, хотя для Татьяны Васильевны Дорониной верность традициям была, наверное, важнее.

В сегодняшней театральной и кинореальности, когда мало кому из артистов удается ломать складывающиеся о них представления и стереотипы, Доронину представить непросто, почти невозможно, но в пору расцвета ее таланта рядом было немало актрис со своей неповторимой манерой. Как Гурченко. Как Юлия Константиновна Борисова. Или – Наталья Тенякова. Или – Татьяна Лаврова. Или – Терехова. Друг на друга не похожие и мгновенно узнаваемые – по голосу, даже по дыханию или – по придыханию, как Татьяна Доронина.

В пору расцвета ее таланта одновременно нашему театру, да и кино повезло с умными критиками, которые могли, например, посвятить целую книгу какой-то одной замечательной роли в спектакле. Перебирая роли Дорониной, думаешь о том, что почти о каждой, которые она сыграла в спектаклях Георгия Александровича Товстоногова в ленинградском БДТ можно написать книгу! Надежда Монахова в "Варварах", Софья в "Горе от ума", Настасья Филипповна в "Идиоте", Маша в "Трех сестрах"…

После трагического раздела Художественного театра, когда Доронина, которую Ефремов звал остаться в своей половине, отказалась бросить настоящих мхатовцев не самого счастливого третьего поколения и осталась с ними во МХАТа на Тверском бульваре, в Москве ее подвергали всяческой обструкции, а в Ленинграде в родном БДТ Доронину по-прежнему встречали стоячей овацией, и при жизни Товстоногова и потом, когда у руля БДТ встал Кирилл Лавров… Этот московский период ее одинокого противостояния всем и всему совершенно несчастливым назвать нельзя. Она чувствовала Островского – и смешное, комическое в роли Гурмыжской и высокий мелодраматизм – в роли Кручининой в "Без вины виноватых", и трагический масштаб и трагическую обреченность русского капитализма – уже не в Островском, а в горьковской Вассе.

Татьяна Васильевна Доронина давно уже заняла своё место в истории русского театра, она – живая! – стоит в одном ряду с Ермоловой, с Пашенной… Великая актриса, которая могла сыграть и трагедию, и слезную мелодраму.

Кстати, Доронина – одна из немногих, которая книгу мемуаров написала сама, никому не доверив рассказ о своей жизни. И снова – кстати: пришедший в доронинский МХАТ Владимир Кехман в определенном смысле может быть назван верным ей командиром и продолжателем её усилий, по тому, как отдает предпочтение Валентину Распутину или Есенину вполне можно углядеть верность и ее вкусам, и ее любимым авторам, и выводит их героев и их самих на сцену МХАТа на Тверском бульваре с теми же размашистой яркостью и неукротимой энергией и решительностью, как когда-то это делал Валерий Белякович, один из немногих режиссеров, кому Татьяна Васильевна Доронина доверяла и допускала в свой театр.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация