Авторские материалы Чёрные списки авиакомпаний объединят
Персоны
Авиакомпании хотят создать единый черный список пассажиров и продлить срок нахождения в нём с одного года до трёх лет. Так, для попадания в стоп-листы на перелет достаточно будет курения и мелкого хулиганства на борту. Непростую историю создания авиационных черных списков пассажиров изучил корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.
Инициатор очередных нововведений – "Аэрофлот". Его поддержал ряд других авиакомпаний. Все они через Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта направили свои предложения в Минтранс. Первый пункт – объединить все существующие черные списки, которые имеет почти каждая авиакомпания. Сейчас же эти черные списки практически не работают. Даже если конкретный перевозчик создаст свой стоп-лист, то другие ему следовать абсолютно не обязаны. И дебошир спокойно пересядет на рейс другой авиакомпании, констатирует председатель Общероссийское объединение пассажиров Илья Зотов.
ЗОТОВ: Достаточно сложная процедура попадания в эти черные списки. Нужно соответствующее решение суда. И после решения суда эти черные списки образуются. То есть, опять же, либо решение руководства авиакомпании, либо уполномоченного лица на это. То есть авиакомпаниям следует в том числе следить за этими решениями суда, чтобы потом вносить в черные списки. Нам кажется это абсолютно неправильным. Важно сделать единый список, и это будет профилактическая мера для тех пассажиров, которые хотят хулиганить на борту воздушного судна, что делать недопустимо.
Второе предложение – срок нахождения в черных списках продлить до трех лет. Сейчас – один год. Третий пункт – включить в состав нарушений для внесения пассажиров в чёрные списки курение и мелкое хулиганство на борту. С курением более-менее всё понятно. Сейчас при задымлении борт обязан сделать посадку. И неважно, чем это задымление вызвано. Понятно, что потом последуют огромные траты – дозаправка, услуги чужого аэропорта. Срыв из-за задержки рейса пересадок транзитных пассажиров и так далее. Что касается мелкого хулиганства, то это как бы снижение тяжести нарушения для попадания в черный список. Сейчас же в них включают в основном только радикальных дебоширов. То есть тех, кто дрался на борту либо активно сопротивлялся попыткам утихомирить. За это не только черный список грозит буяну, но и уголовка. А что такое мелкое хулиганство применительно к авиаперелетам, пояснил Илья Зотов.
ЗОТОВ: К примеру, вчера там на борту воздушного судна пассажир сказал, что у него есть с собой взрывное устройство. Что делать абсолютно недопустимо. Подобные фразы могут вызвать панику среди пассажиров. И вот подобное запугивание пассажиров, хулиганство тоже должно в эту историю попадать. Но важно со стороны авиакомпаний фиксировать это в формате фото или видео, мелкие хулиганства. И уже потом впоследствии предъявлять доказательную базу для соответствующего решения суда.
Попыткам создания черных список пассажиров уже десять лет. Тогда, как и сейчас, инициатором их введения стал "Аэрофлот". Экс-глава авиакомпании, нынешний министр транспорта Виталий Савельев в 2013-м предлагал запрещать хулиганам авиаперелеты на три-пять лет. Тогда эта инициатива ушла в песок. К ней вернулись в 2016-м. На "круглом столе" предложили обязать дебошира возмещать моральный ущерб всем другим пассажирам в размере стоимости билета. А также запретить нарушителям покоя выезд за границу. Но только с 2018 года авиакомпании получили реальное право отказывать в покупке билетов пассажирам и включать их в черные списки на год. В конце 2021-го авиакомпаниям разрешили применять к драчунам спецсредства. Впрочем, всем эти меры не помогли. И число конфликтов на борту только растет. Новая предлагаемая мера, напомним, – объединить черные списки и наказывать ими в том числе за курение и мелкое хулиганство. Все эти пункты должны войти в Воздушный кодекс и КОАП.