Авторские материалы ФАС: дифференцированные тарифы на электроэнергию помогут всем

8 ноября 2023, 13:28

Персоны

Федеральная антимонопольная служба предлагает поставить тарифы на электроэнергию в зависимость от объемов ее потребления. По мнению чиновников, это отразится на тех гражданах, кто использует электричество не для бытовых нужд, а в коммерческих целях. В свою очередь, предприятия и бизнес могут оптимизировать свое энергопотребление, обязуясь снижать его по сравнению со своим привычным объёмом в пиковые часы нагрузки на сеть. За это будет выплачиваться вознаграждение. Подробности выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.

Как заявили в антимонопольной службе, дифференцированные тарифы на электроэнергию защитят добросовестных потребителей, которые используют ее только для бытовых нужд. Большинство семей расходуют объемы электричества, которые не превышают базовый уровень, остающийся самым дешевым. При его превышении увеличивается и тариф, в зависимости от региона. По словам заместителя начальника отделения "Иркутскэнергосбыта" Алексея Шилякова, на территории области выявлено более 150 потребителей, которые используют электроэнергию в коммерческих целях. Они должны платить больше.

ШИЛЯКОВ: Так как оборудование, используемое для производства криптовалюты, – энергоемкое, его подключение в неприспособленных для этого местах может повлечь за собой перепады напряжения и аварийные отключения электроэнергии.

По мнению экспертов, введение дифференцированных тарифов поможет и обычным гражданам, и бизнесу, поскольку региональные власти предпочитают сохранять низкие цены для населения за счет увеличения тарифов для юридических лиц. Таким образом, повышенное потребление электроэнергии со стороны некоторых людей, занимающихся, например, "серым" майнингом, оплачивается благодаря перекрестному субсидированию именно бизнесом, что не является справедливым. Антимонопольная служба предлагает со следующего года запретить регионам поднимать цены на электроэнергию для бизнеса без введения дифференцированных тарифов для населения. Однако прежде чем установить диапазоны объемов потребления электроэнергии, власти регионов должны рассчитать ее потребление населением. Это проконтролируют в антимонопольной службе, чтобы обычные граждане имели возможность удовлетворять все свои потребности в электроэнергии без превышения базового тарифа.

Что же касается бизнеса, т.е. крупных потребителей электроэнергии, то для них в Минэнерго разработали проект по оптимизации энергопотребления. Его суть состоит в том, что компании-потребители энергии заключают договор с т.н. агрегаторами, обязуясь снижать потребление электроэнергии по сравнению со своим привычным объёмом в пиковые часы нагрузки на сеть. В свою очередь, компания-агрегатор по команде системного оператора единых энергосистем дает распоряжение клиентам снизить потребление электричества. Если они выполнят условия, то получат вознаграждение. Плюс к этому – экономию за счёт снижения потребления электричества. По словам гендиректора компании "Русэнергосбыт" Михаила Андронова, эффект от применения схемы будет для каждого, поскольку снижение нагрузки на сеть уменьшает тариф, причем без остановки производства.

АНДРОНОВ: Многие воспринимают, что для того, чтобы заработать, нужно просто остановить свое предприятие. Нет! Надо просто не более 5 раз в месяц снижать потребление электроэнергии от 2 до 4 часов. При этом вам заранее до 6 часов вечера предыдущего дня говорят, что "завтра просьба отключить", и вы сами выбираете – на 2 или на 4 часа. А в случае, если вы по каким-то технологическим особенностям не готовы, то вы просто говорите, что "в этот раз я не участвую".

Сами же компании-потребители могут переносить максимальную нагрузку на сеть на периоды более низких цен, временно останавливать или снижать интенсивность работы. К сожалению, пока программа не касается физических лиц – хозяев обычных городских квартир. Агрегаторам сложно заключать договоры с домохозяйствами и следить за выполнением всех условий. Это – дело будущего, поскольку механизм для получения максимального эффекта требует широкого распространения и массового участия самых разных потребителей – от крупных предприятий до жителей загородных домов.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация