Авторские материалы Десять тенденций, которые определят жизнь: прогноз The Economist на 2024 год
Персоны
Выборы в 70 странах мира, конфликт на Украине и его поддержка в Европе, события на Ближнем Востоке, новая холодная война, рост роли искусственного интеллекта. Эти и другие ключевые тренды The Economist внес в список десяти тенденций, которые будут однозначно влиять на развитие мировых событий в 2024 году. Корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич внимательно изучила все знаковые линии ближайшего будущего.
Десять тенденций, которые вряд ли потрясут мир в следующем году, но явно заставят их учитывать. Это события, тренды, явления, ориентиры, определяющие вектор дальнейшего течения жизни планеты. Десять главных из них в 2024 году выделил The Economist.
Первый: выборы. Их будет очень много. Более семидесяти избирательных кампаний в самых разных точках планеты пройдут в странах, где проживают в общей сложности 4,2 миллиарда человек. Они будут самыми рекордными – голосовать будет более половины мирового населения.
Вторая важная тенденция, вытекающая из первой, – выборы в США и России. Результат их будет иметь глобальные последствия для всего мира.
Одна из главных схваток – борьба за кресло президента США между Байденом и Трампом. Шансы последнего на возвращение в Белый дом эксперты The Economist оценивают как один к трем. Вполне вероятно, что исход выборов будет зависеть от решения нескольких десятков тысяч избирателей в горстке колеблющихся штатов. И их окончательный вердикт повлияет на все: от климатической политики до оказания военной помощи Украине.
Третья влиятельная тенденция – поддержка Европой Украины. По мнению Economist, Европа в будущем году должна, наконец, заметно активизироваться и обеспечить Украину военными и экономическими ресурсами для ведения борьбы вдолгую. Параллельно европейские страны должны готовить почву для вступления Киева в Евросоюз. Это называется "правильным шагом, который позволит подстраховаться на случай возвращения Трампа к власти в США и прекращения поддержки Украины". Где возьмут ресурсы сами европейцы – не сказано.
Четвертый тренд наступающего года – потрясения на Ближнем Востоке. Мир больше не сможет игнорировать тяжелое положение Палестины. После нападения ХАМАС на Израиль и жесткого ответа Израиля по сектору Газа обстановка в регионе изменилась кардинально. В будущем году на повестке сохранятся самые главные вопросы: перерастет ли это в более масштабный региональный конфликт? Появится ли новый шанс на мир? Между тем, заявляют в The Economist, для Америки это станет испытанием, которое покажет, сумеет ли она адаптироваться к более сложной и угрожающей обстановке в мире. Ведь уже сейчас США действуют на пределе своих возможностей.
Пятым трендом года 2024 назван многополярный беспорядок. "Однополярный подход" Америки остался в прошлом, и мир готовится к росту числа конфликтов. В The Economist констатируют: военные события на Украине и в секторе Газа развалили план Америки по развороту к Азии. А ведь они собирались сконцентрироваться на обостряющемся соперничестве с Китаем. Россия, по мнению экспертов издания, также теряет и концентрацию, и свое влияние. По всему миру "оттаивают" ранее замороженные конфликты, а некоторые и вовсе разогреваются до самой высокой точки накала. Уровень нестабильности уже зашкаливает и будет расти.
Тренд будущего года номер шесть – Вторая холодная война. По мнению экспертов The Economist, к этому может привести целая цепочка явлений. Замедление экономического роста Китая, напряженность вокруг Тайваня, ограничение Америкой доступа китайцев к передовым технологиям – все это создает условия для "новой холодной войны". Однако, прогнозируют экономисты, западные компании, сокращая свою зависимость от поставок из Китая, могут сменить риторику. При этом оба лагеря будут добиваться расположения "средних держав" Глобального Юга, в том числе и ради доступа к их природным ресурсам.
Седьмая тенденция, выделенная изданием The Economist, – это Новая энергетическая география. Начнется передел глобальной карты энергоресурсов. Причина – переход к экологически чистой энергии. Появятся новые "зеленые" сверхдержавы. Все больше значимости будут иметь литий, медь и никель. А вот нефть и газ, вкупе с регионами, их поставляющими, начнут терять ее. Прогноз таков: сражение за "зеленые" ресурсы повлечет перемены в геополитике и торговле. Победители и проигравшие могут быть неожиданными. И нельзя сбрасывать со счетов, что отношение к экологически чистым продуктам становится негативным у избирателей. Их это раздражает. Большинство убеждены: экологическая повестка не что иное, как заговор элиты. И он направлен против обычных людей.
Восьмая тенденция будущего года – экономическая неопределенность. Да, в этом году западные экономики выдали неожиданно высокие результаты. Но! Банковские процентные ставки, которые твердо держатся на высоком уровне, могут больно ударить и по компаниям, и по обычным потребителям. Даже если обойдется без рецессий. Китай, возможно, столкнется с дефляцией.
Искусственный интеллект занимает девятую строчку тенденций будущего года. По версии The Economist, случаев неожиданного применения и злоупотребления искусственным интеллектом будет все больше. Усилятся тревоги по поводу замены живого работника на продукты этого самого искусственного интеллекта и даже его влияния на результаты выборов.
Завершает десятку ключевых трендов будущего года глобальный не прогноз, а вопрос: возможно ли сплочение мира? Не исключено, считают в The Economist, что все идеологические разногласия отодвинут в сторону Олимпийские игры в Париже или полет вокруг Луны астронавтов, или мужской международный чемпионат по крикету Twenty20. Впрочем, это все-таки не те события, что могут реально сплотить человечество. Так что те, кто ждет глобального единства, могут его и не дождаться. По крайней мере, в 2024 году.