Картинка

Наша Арктика Северные экспедиции: как были заложены основы современного сообщения

3 декабря 2023, 07:30

Персоны

Значение Великой Северной экспедиции Витуса Беринга и его сподвижников для российского освоения Арктики. Новейшие выставочные и издательские проекты, рассказывающие о достижениях русских путешественников.

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Наша Арктика", в студии Марат Сафаров.

Совсем недавно мы вспоминали значение Великой Северной экспедиции. И главное то, как об этом важнейшем событии в истории нашего освоения Арктики рассказывать школьникам. Говорили и о Школе юных исследователей Таймыра, на которую в Дудинку с рассказом о Витусе Беринге и его сподвижникам недавно приезжал (ну, наверное, точнее прилетал) член Русского географического общества, автор проекта "Маршрутами Великой Северной экспедиции" Ильдар Маматов. А сегодня Ильдар Маматов на прямой связи с нашей программой. Ильдар Юнусович, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".

МАМАТОВ: Здравствуйте. Здравствуйте, Марат. Здравствуйте, радиослушатели.

САФАРОВ: Ильдар Юнусович, ну все-таки "повторенье – мать ученья". Давайте для нас, прежде всего для тех, кто не так погружен в эту тему, определим значение Великой Северной экспедиции, и прежде всего время, когда она осуществлялась.

МАМАТОВ: Такой краткий курс истории и географии, и других наук. Значит, Первая камчатская экспедиция была инициирована императором Петром Великим, и в 1725 году на пять лет она ушла под руководством Витуса Беринга на Дальний Восток, выполнила задания, которые дал император (вернее одно из заданий) – доказала, что между Евразией и Америкой существует пролив. Вернувшись обратно, была, значит, сразу же подготовка ко Второй камчатской экспедиции – более грандиозной, более масштабной, в которой принимало участие вначале несколько сотен человек, ну а через там несколько лет насчитывалось уже тысячи людей, которые были задействованы в этой экспедиции. Вот Вторая камчатская экспедиция, или иначе ее называют Великая Северная, она официально стартовала в 1733 году. Ну и в 1741 со смертью, гибелью Витуса Беринга на безымянном тогда острове (сейчас это остров Беринга) закончилась морская часть. Ну а официально историки утверждают, что это 1743-й. То есть 10 лет – с 1733 по 1743 год – несколько морских отрядов, специальный академический отряд ученых исследовал Урал, Сибирь и Дальний Восток. Впервые была создана подробная карта Российской империи, это одна их заслуг экспедиции. Ну и было поставлено очень много задач, в частности наладить почтовое сообщение, и поэтому, если мы говорим о почте в России, то именно Вторая камчатская экспедиция внесла огромный вклад в налаживание почтовой связи между Камчаткой, Сибирью и Петербургом. Мы также можем говорить и о дорогах. И то, что сейчас называется Транссибирской магистралью, или автодороги, которыми мы пользуемся, когда путешествуем или когда ездим по Сибири, Уралу и Дальнему Востоку, то это вот как раз заслуга геодезистов Второй камчатской экспедиции, которые измерили дороги, выпрямляли их. Ну, в частности, вот если конкретно говорить, то дорога от Красноярска до Иркутска (это больше тысячи километров) – это вот как раз тот участок, который ну вот полностью соответствует сегодня автодорожной магистрали. Это краткий такой экскурс.

САФАРОВ: То есть другими словами, это не только, собственно говоря, Арктическая зона, но и такая, как современным языком выражаясь, логистика и сопредельных регионов, она была здесь по сути проложена.

МАМАТОВ: Заложены основы, да...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Наша Арктика. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация