Наша Арктика Севморпуть – стратегический ресурс нашей страны
Персоны
Развитие магистральной ледовой транспортной артерии – системное условие реализации большинства арктических проектов. Как функционирует сейчас Северный морской путь? Марат Сафаров беседует с Сергеем Никоноровым, доктором экономических наук, директором Центра исследований экономических проблем развития Арктики экономического факультета МГУ имени Ломоносова.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вестей ФМ" – программа "Наша Арктика", в студии – Марат Сафаров.
Развитие магистральной ледовой транспортной артерии – системные условия реализации большинства арктических проектов сейчас. Мы в нашем проекте "Наша Арктика" много внимания уделяем Северному морскому пути, его модернизации, его современной жизни. И сегодня поговорим подробно с нашим экспертом Сергеем Никоноровым – доктором экономических наук, директором Центра исследований экономических проблем развития Арктики экономического факультета МГУ имени Ломоносова – о том, как в 2023 году Северный морской путь развивался. И какие направления, крайне важные и для национальной безопасности нашей страны, нашей экономики и для людей, живущих вдоль Северного морского пути, работающих на нем, уже достигнуты, и о перспективах. Сергей Михайлович, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".
НИКОНОРОВ: Добрый день, уважаемые радиослушатели. Я готов ответить на ряд вопросов по Северному морскому пути.
САФАРОВ: И первый вопрос. Какие основные шаги предпринимались в этом году для модернизации Северного морского пути? Очень много говорилось о том стратегическом значении Северного морского пути. Какие основные мероприятия были осуществлены на этом важнейшем нашем направлении?
НИКОНОРОВ: Во-первых, надо отметить, что для нас сейчас Арктика и темы Арктики выходят на первое место. Это и в послании президента было, многие вопросы при оценке текущей макроэкономической и геополитической ситуации. Но я хотел бы отметить, что первый элемент – это в соответствии с действующим планом развития Северного морского пути до 2035 года, в инфраструктуру только Арктической магистрали планируется инвестировать около 1,8 триллионов рублей. Если в 22-м году по арктическим морям было доставлено 34 миллиона тонн грузов (а это на 3% больше, чем в 21-м году), то уже в 23-м году (ну, год еще не закончен, рано подводить итоги), наверное, это превысит 36 миллионов тонн. А в 24-м, по оценкам Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, объем грузопотока по Северному морскому пути удвоится до 72-х миллионов тонн. То есть интерес к перевозкам по Северному морскому пути по-прежнему сохраняется. А вот к этому целевому такому ориентиру, который задан президентом, 80 миллионов – ожидается, что это как раз где-то дойдет к концу 24-го года. А к 2030 году прогнозируется в районе 150 миллионов тонн, а к 2045 – более 200 миллионов тонн.
САФАРОВ: Сергей Михайлович, а вот эти амбициозные задачи, которые поставлены, насколько у нас есть возможности и перспективы технической модернизации Северного морского пути? Уже заложены ли конкретные проектные документы, проектные материалы, которые могут эти задачи реализовать? Именно с технической стороны, со стороны, например, флота.
НИКОНОРОВ: Реализация таких амбициозных планов требует создания современного и сверхмощного флота, развития инфраструктуры на всей протяженности трассы, а также прокладки высокоширотных трассовых коммуникаций, а также проведения работ по дноуглублению портов и подходных каналов. И по оценкам Росатома, для обеспечения данных планов по развитию Северного пути потребность во флоте оценивается на уровне 75-80 судов ледового класса различного назначения.
Полностью слушайте в аудиофайле!