Картинка

Наша Арктика Ханты и манси: быт и уклад коренных жителей Югры

15 декабря 2024, 07:30

Персоны

Значительная часть Югры отнесена к Арктической зоне России. Как изучается история и этнография коренных народов? Погружение в историю, быт, промыслы коренных жителей Югры в пространстве современного музея. Об этом Марат Сафаров беседует с Ларисой Поршуновой.

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вестей ФМ" программа "Наша Арктика", в студии Марат Сафаров.

Сегодня перенесемся в Югру, в Ханты-Мансийск. Тем более, что совсем недавно Белоярский и Березовский районы Ханты-Мансийского автономного округа стали Арктической зоной. Поэтому для нашей программы Ханты-Мансийск, значительная часть его, Ханты-Мансийского округа, точнее, арктические регионы. Поэтому, конечно же, о традициях, о природе, об этнографии, об экономике Ханты-Мансийского округа мы и говорили, и будем говорить. А сегодня отправимся в один из самых, на мой взгляд, лучших музеев нашей страны – это Музей природы и человека. Во всяком случае, в северных регионах он один из лидеров и по количеству посещающих его, и по, конечно, экспозиционным площадям, и по экспозиции этнографической, о которой мы сегодня будем особенно говорить подробно. Но и особенно для нас важно, что сегодня на прямой связи с Ханты-Мансийском, в котором работает, в этом Музее природы и человека, Лариса Поршунова. А с Ларисой Сергеевной мы сегодня поговорим подробно об этнографической коллекции, истории и промыслах хантов и манси. Лариса Сергеевна, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ" и передаем привет Ханты-Мансийску.

ПОРШУНОВА: Здравствуйте, здравствуйте.

САФАРОВ: Лариса Сергеевна, но давайте напомним все-таки, вот такой замечательный музей по его даже вот архитектурным особенностям (он одна из визитных карточек вашего города). Но ведь более 90 лет назад, в 1932 году, все было гораздо скромнее. Напомним немножко об его истории и как вот он создавался, складывался. Я знаю, что чуть ли не в деревянных сараях какое-то время он пребывал, и вот теперь такая красота.

ПОРШУНОВА: Естественно, у многих музеев история сложная, но тем не менее она ведет к каким-то интересным решениям, заложенным именно в те первые даты. И вот наше учреждение в 32-м году как Остяко-Вогульский окружной краеведческий музей было запланировано. И постепенно велась работа по формированию чего? Конечно же, коллекции. Потому что музей – это в первую очередь его предметный ряд. Предметы будущему музею выделялись с выставок-ярмарок, росписью пера поступали. И вот к 34-му году уже появляется некий этнографический отдел совместно с историко-бытовым и геологическим разделом. И в 36-м году открывается общая экспозиция музея. И вот с 36-го года мы ведем уже свое непосредственное общение с посетителем в рамках определенного пространства музейного, скажем так.

САФАРОВ: Лариса Сергеевна, здесь очень важная деталь. Мне кажется, отзывы многих посещающих ваш музей, современные его площади, говорят о том, что происходит такое погружение посетителя, гостя музея сначала в такую природную сферу, в природу Югры, в то, что составляет вот этот край замечательный, таёжный, суровый край, но в который всё больше и больше наших соотечественников приезжает. А потом приход в гости в чум, этнографическая история. То есть это не экспонаты, которые разглядывают посетители за витринами, а скорее они входят в это пространство. Вот прав я или нет?

ПОРШУНОВА: Да, вы очень верно заметили, что мы ждем своих посетителей в гости. Но не всегда это, конечно, чум. Потому что все-таки чум – это жилище кочевых народов, скорее ненцев, наших соседей. А у наших коренных народов – хантов и манси – срубное жилище является его постоянным. И в нашей экспозиции "Этнографическое время" есть как раз варианты срубного жилища, в котором (в том числе и на открытых мероприятиях) действительно можно у очага посидеть и насладиться погружением в эпоху.

Слушайте в аудиофайле!

Наша Арктика. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация