Наша Арктика "Необязательно лететь на Таймыр – можно прийти в Музей кочевой культуры"

13 января 2024, 14:30

Персоны

ФОТО: vk.com/v.koltashov

Что можно узнать о быте народов Севера в Москве – в Музее кочевой культуры? Народы Таймыра: нганасаны продолжают сейчас, как и много веков назад, охотиться на дикого оленя. У микрофона – Марат Сафаров. Гость – Константин Куксин, директор Музея кочевой культуры, действительный член Русского географического общества.

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вестей ФМ" – программа "Наша Арктика", в студии – Марат Сафаров. Сегодня мы побываем и в Москве, почти прямо в центре нашей столицы, и на Таймыр отправимся с помощью нашего гостя. Вот такая у нас интересная конфигурация арктическая.

Сегодня у нас в гостях Константин Куксин – этнограф, создатель и директор Музея кочевой культуры, действительный член Русского географического общества. Константин Валерьевич, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".

КУКСИН: Марат, здравствуйте.

САФАРОВ: Начнем, конечно, с такого очень громкого и заманчивого для многих словосочетания – Музей кочевой культуры. Ехать не нужно далеко, кто в Москве живет, а кто в Москву приезжает, тот также может ваш музей посетить. Идея музея? Во-первых, где он находится, где он кочует, или он все-таки где-то пришвартовался, где-то его есть стойбище? И как вообще возникла такая история, что по сути в центре Москвы возник Музей кочевой культуры?

КУКСИН: История (я много раз рассказывал) началась совершенно случайно. Я был спортсменом, оказался в Монголии, совершал велопробег от Байкала до Желтого моря в Китае и влюбился в Монголию, вот реально прям такая географическая любовь. И прежде всего в монгольскую культуру, не буддийскую, а именно кочевую культуру. Меня много раз принимали в юртах, жизнь спасали простые монгольские араты (пастухи). И, наверное, из чувства благодарности к ним и возник Музей кочевой культуры. Потому что, когда я вернулся из путешествия, я начал рассказывать о том, какая Монголия замечательная. Но честно – никто не верил, вот никто совсем. Я думаю: ладно, не верите, я вам покажу. И уже в 2003 году я отправился в первую свою научную экспедицию, привез экспонаты, поставил юрту в школьном дворе, и в 2004 году мы официально стали музеем. Кстати, буквально через несколько лет мы отметим 20-летие Музея кочевой культуры.

САФАРОВ: Но находится он, стоянка вашего музея по сути не меняется в течение всех прожитых лет.

КУКСИН: Стоянка не меняется, это недалеко от метро "Авиамоторная" на территории школы, где я работаю уже почти 30 лет. Но сейчас это целый кочевой город, и мы являемся крупнейшим этнографическим музеем российской столицы.

САФАРОВ: Это очень интересная история, с точки зрения того, что вы, конечно, музей. Но, с другой стороны, вот не только так вот бесценное это наследие сохранять и собирать, но все можно у вас трогать, примерять, надевать костюмы. Вот как это все сочетается?

КУКСИН: Совершенно верно. Потому что музей я создавал для детей. Я прежде всего учитель, вот с 18 лет я работаю в школе по зову сердца. И мне, честно, маленькому было скучновато в классических музеях, и когда я создавал свой музей, я решил, что там все будет настоящее, все можно будет трогать, щупать. И это оказалось классно, такой живой интерактивный музей. Надо сказать, мы один из первых в России интерактивных музеев, сейчас такие проекты уже появились, и их немало, к счастью.

Слушайте в аудиофайле!

Наша Арктика. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация