Культурное путешествие Факты биографии Шухова многих удивят
Персоны
Москва инженера Шухова. В гостях у Марата Сафарова и Полины Ступак – Айрат Багаутдинов, историк архитектуры, руководитель проекта "Москва глазами инженера".
СТУПАК: Приветствуем всех слушателей. В эфире – "Культурное путешествие". Марат Сафаров и Полина Ступак в студии. Марат, здравствуйте.
САФАРОВ: Приветствую, Полина.
СТУПАК: Поэт металла, русский Леонардо, человек-фабрика – какими только эпитетами не награждают этого гениального изобретателя, новатора во многих сферах! Он стоял у истоков отечественной нефтяной промышленности и создал те самые сетчатые своды и перекрытия-мембраны, которые до сих пор используют при строительстве различных объектов. А сам себя он называл не инженером, а историком, успевал практически всё: блестяще играл в шахматы, любил искусство и увлекался фотографией. Мог стать астрономом или врачом, а выбрал механику. Его проекты вдохновляют современных архитекторов во всем мире. Говорим сегодня о Владимире Шухове.
Конечно, первая ассоциация с его именем – Шуховская башня на Шаболовке. А между тем, в Москве (и, к слову сказать, в других городах) можно найти его сооружения. Творческое наследие Шухова достаточно изучено, а вот факты из биографии многих удивят. Но чтобы, как говорится, полностью раскрыть тему, мы пригласили того, кто знает если не все, то почти все о нашем герое.
Гость в студии – Айрат Багаутдинов, историк архитектуры и руководитель проекта "Москва глазами инженера". Айрат, здравствуйте.
БАГАУТДИНОВ: Приветствую.
СТУПАК: Вы являетесь автором книги "Мир инженера Шухова. Как работает мозг изобретателя". Если я правильно понимаю, она для семейного прочтения, там есть предисловие и для взрослых, и для детей. Со взрослыми более-менее все понятно, но как объяснить подрастающему поколению, в чем уникальность Шухова?
БАГАУТДИНОВ: Это на самом деле очень просто, мне кажется, даже проще, чем взрослым. Потому что дети, как я вот заметил по нашим редким мастер-классам, они гораздо лучше, ну, не гораздо лучше, а просто хорошо понимают логику. Они понимают, почему, например, арки лучше, чем балки. Несложно объяснить, почему ферменные конструкции лучше в свою очередь, чем, например, те же самые балки, и так далее. У меня был как-то случай, когда я делал мастер-классы с детьми, у нас так они были устроены: сначала экскурсия по городу, допустим, изучали шуховские конструкции в городе, и не только шуховские, а вообще разные перекрытия. А потом мы собирались и с детьми собирали макет, это был все-таки макет геодезического купола, это был такой мастер-класс. …
САФАРОВ: А вот иллюстрации в вашей книге, какую роль они играют? Я знаю, что это та книга, которая вот вышла (еще раз назову ее: "Мир инженера Шухова. Как работает мозг изобретателя"), где художник, а точнее художница стала вашим по сути соавтором.
БАГАУТДИНОВ: Да, Полина Шевчук делала иллюстрации. И дело в том, что Полина не только иллюстратор, она архитектор по основной своей профессии и образованию. Это для нас было очень важно, потому что, с одной стороны, мы хотели сделать иллюстрации понятные, на таком языке визуальном, чтобы они были понятны, интересны ребенку, увлекали его. А с другой стороны, нужно было все-таки отразить там такие непростые вещи, как, например, сетчатые перекрытия или висячие, или те же самые там фермы. Полина, понятно, по профессии своей все это хорошо знает, проходила и рисует по основному своему долгу службы, поэтому, мне кажется, ей удалось найти баланс.
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Культурное путешествие. Все выпуски
- Все аудио
- Культурное путешествие