Интервью "Группа 13" – любимица коллекционеров

4 февраля 2024, 23:15

Персоны

Выставка в Музее русского импрессионизма "Группа "13". В переулках эпохи". В гостях у Григория Заславского – Надежда Плунгян, куратор, искусствовед.

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии – Григорий Заславский, добрый день. В Музее русского импрессионизма открывается новая выставка (старую-то не все успели посмотреть, а тут уже и новая подоспела), которая называется "Группа "13". В переулках эпохи". И я рад приветствовать в студии "Вестей ФМ" куратора этой выставки. Это Надежда Плунгян – кандидат искусствоведения и преподаватель Высшей школы экономики. Надежда, здравствуйте.

ПЛУНГЯН: Добрый день.

ЗАСЛАВСКИЙ: Вообще я возмущен тем, что так коротко. Но я так понимаю, что вы тут не виноваты. Потому что я на этих неизвестных ("Автор неизвестен") так собирался-собирался-собирался, и в итоге прособирался. Теперь главное – на эту новую успеть бы. Потому что каждая новая выставка, я вот был на "Портреты художника", конечно, это потрясающе было сделано, когда ты видел, как жены видели своих мужей, и с каким пренебрежением мужья изображали своих жен. И с этой точки зрения, конечно, выставка, открывающая много нового в том, какие эти героические женщины – это жена художника. И новая выставка называется, как я уже сказал, "Группа "13". В переулках эпохи". И здесь Музей русского импрессионизма верен своей традиции придумывать какие-то красивые названия, а не только собирать замечательные работы. И, как я понимаю, вы не только куратор выставки, но и один из авторов каталога, который тоже готовится к этой выставке. Но расскажите, наверное, о самой выставке.

ПЛУНГЯН: Да, вы знаете, это такая ранне-советская группа художников, она просуществовала всего ничего – три года, буквально две выставки они провели. Но, тем не менее, выставка о том, что все эти художественные объединения существовали гораздо дольше, чем мы привыкли думать. И она рассказывает о "Группе 13" не просто как о конкретной группе, а как об интеллектуальном сообществе, причем очень разностороннем. И сообщество, которое существовало в разных городах, например, в Москве и Ленинграде, и связывало очень многие, не прямо соединяемые между собой, культурные ландшафты 30-х годов. И прежде всего это литературные и художественные пространства, причем в разных перспективах. Они начинали как газетные художники, потому что работали в газете "Гудок" чисто для заработка, и это нас как бы отсылает…

ЗАСЛАВСКИЙ: То есть с молодыми драматургами-железнодорожниками.

ПЛУНГЯН: Да-да-да.

ЗАСЛАВСКИЙ: То есть вы знаете эту историю про то, как Станиславского спросили: "А где же вообще рабочие? Должны же в драматургию приходить рабочие..." На что он сказал: "Вот у нас три молодых железнодорожника – Катаев, Олеша и Булгаков". Которые тоже работали в редакции газеты "Гудок", которая тогда размещалась в легендарном доме Нирнзее в Большом Гнездиковском переулке.

ПЛУНГЯН: Да, действительно их можно назвать художниками-железнодорожниками формально. Но еще интереснее то, что их действительно интересовал транспорт разного типа, потому что они все время рисовали на городских улицах, и у них всегда появляются трамваи, автобусы.

ЗАСЛАВСКИЙ: То есть это такие художники-урбанисты.

ПЛУНГЯН: Да, они абсолютные урбанисты, они это поставили во главу угла своего метода. Потому что они начинали как рисовальщики-новаторы, состязаясь с Марке, Дюфи и другими французскими коллегами, и считали, что нужно возвышать советский рисунок и выводить его на международный уровень. И действительно у них это во многом получилось, потому что были международные выставки советского искусства, где "13" довольно большое место занимали.

Слушайте в аудиофайле!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация