Нацвопрос "Язычество" – спорный термин для Марий Эл

10 февраля 2024, 16:15

Персоны

Традиционная культура марийцев сегодня. Где можно увидеть марийских жрецов-картов? Итоги работы Поволжской экспедиции кафедры этнологии МГУ в Республике Марий Эл. Об этом Марат Сафаров беседует с Германом Устьянцевым, кандидатом исторических наук, преподавателем кафедры этнологии исторического факультета Московского государственного университета имени Ломоносова.

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вестей ФМ" – программа "Нацвопрос", в студии – Марат Сафаров.

Ровно год назад мы в нашей студии беседовали о марийцах, об их традиционной религии. А ведь их часто называют последними язычниками Европы, что, может быть, некорректно. Вот мы сегодня насчет этого сюжета тоже разберемся. Но мы во время встречи очень многие материалы, многие сюжеты разобрали. Но, тем не менее, в конце было такое ощущение, что не всё. И благодаря нашему гостю мы с тонкостями марийской традиционной религии и вообще культуры марийцев будем и сегодня знакомиться – с помощью кандидата исторических наук, преподавателя кафедры этнологии Исторического факультета Московского государственного университета имени Ломоносова Германа Устьянцева. Герман Юрьевич, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".

УСТЬЯНЦЕВ: Здравствуйте, Марат. Здравствуйте, уважаемые радиослушатели.

САФАРОВ: Отклики на программу были очень многочисленные, добрые (причем не только из Поволжья, из разных регионов нашей страны), что показало, что о религии марийцев, об их традициях, об их культуре пока мало известно. Хотя очень многое предпринимается и учеными Марий Эл, и с вашей помощью. Совсем недавно у вас была замечательная лекция в библиотеке имени Некрасова, это сейчас очень модное такое место в Москве. А благодаря тому, что идет запись этих лекций и вообще мероприятий, которые там проходят, они становятся доступными большой аудитории. Но вы у нас в студии, поэтому, пользуясь этим моментом, многие сюжеты хотелось бы сегодня осветить.

Прежде всего, вот когда мы говорим о последних язычниках Европы (ну, не только мы, это такое расхожее определение), почему в Марий Эл не всем это нравится?

УСТЬЯНЦЕВ: Да, термин "язычество", мы с вами и в тот раз о нем говорили, довольно спорный. И в отечественной, и в иноязычной традиции, историографической, много дискуссий по поводу этого термина. Во-первых, его наукоемкость, что он под собой подразумевает, то есть это – совокупность некоторых верований, практик, либо это какая-то каноническая религия со своими институтами, жречеством, такая более оформленная, или это вообще такой исследовательский научный конструкт. И второй момент – это действительно этический, то есть это слово или сам термин многим представителям традиций кажется в каком-то смысле, наверное, несколько архаичным, может быть, даже немножечко уничижающим. Поэтому более такой универсальный термин, устоявшийся и в средствах массовой информации (и в науке его сейчас используют, как в отечественной, так и в иностранной), это "марийская традиционная религия". Да, мы говорили и я писал об этом много текстов, что этот термин наиболее универсальный, принятый именно на территории Марий Эл, в Республике Марий Эл. Чаще всего представители именно организаций религиозных "Марий кумалтыш", местное жречество, вообще носители этой религиозной идентичности себя ассоциируют с марийской традиционной религией, и термин "язычество" им кажется немножко спорным. Но бывает, что разные нарративы встречаются, бывает, что вполне себя информат может идентифицировать как язычника, он может сказать "мы язычники", в Республике Башкортостан, например, восточные марийцы. По нашим наблюдениям, таким полевым, эмпирическим, вполне принимают этот термин.

Слушайте в аудиофайле!

Нацвопрос. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация