Картинка

Традиции Церковь и государство: прошлое и настоящее

13 апреля 2024, 01:06

Персоны

"Нет у нас царя, дайте нам народного главу". Церковь и государство: прошлое, настоящее, будущее. В гостях у Сергея МихееваДимитрий Сафонов, клирик храма праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине в Москве и консультант Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, кандидат богословия, кандидат исторических наук.

МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это передача "Традиции" и Сергей Михеев – в студии.

А у нас в гостях сегодня иерей Димитрий Сафонов – клирик храма праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине в Москве и консультант Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, кандидат богословия, кандидат исторических наук. Батюшка, я вас приветствую.

САФОНОВ: Здравствуйте, Сергей Александрович. Здравствуйте, дорогие радиослушатели.

МИХЕЕВ: И сегодня мы поговорим о святителе Тихоне – патриархе Московском и Всея России (так это называлось в те годы). Том самом патриархе, который стал первым патриархом после 17-го года, то есть тогда, когда было восстановлено патриаршество в Русской церкви после длительного периода его отсутствия, там синодального управления церковью. И вот как раз в следующем году (а точнее этот год уже начался) будет отмечаться 100-летие со дня кончины святителя Тихона. И я предлагаю это обсудить просто потому, что, мне кажется, многие не очень понимают, насколько церковная история переплетена и насколько она серьезно влияет на историю России.

Для многих из нас как наследников такого советского времени, пришибленных современной монетоцентричной цивилизацией, в значительной степени прозападной, многие из нас просто как бы не осознают значения всех этих церковных событий для истории России. А "вначале было слово" – это не только строчка из Библии, на мой взгляд, но и такое, если хотите, очень глубокое и многомерное, многогранное определение всего того, что вообще происходит с нами и в нашей жизни. Потому что в начале любого поступка, в начале любого дела, в начале любой, так сказать, политической акции все-таки слово, которое отталкивается от того, а что же в душе у человека, что же у него в уме. И в том числе, насколько я знаю, отец Димитрий, вы написали книгу "Святитель Тихон, Патриарх Московский и Всея России, и его время".

У нас, на самом деле, аудитория не церковная, скажем откровенно. Давайте начнем с того, что вообще такое патриарх, что такое патриаршество, почему это важно, в рамках какой традиции это существует? Потому что, мне кажется, многие люди как-то смутно понимают, о чем это. И в том числе разницу между, например, православными патриархами и какими-то другими иерархами церкви, в том числе и не православным.

САФОНОВ: Спасибо за этот вопрос, он действительно очень важный, особенно для нашей нынешней жизни. Дело в том, что само служение патриарха возникло благодаря тому, что Римская империя стала православной. Когда Константин вывел церковь из катакомб, сделал православие государственной религией и стал главой Православной церкви, византийской традиции, именно император воспринимался как глава церкви. Он собрал Вселенский собор (первый главный Никейский) и возглавил его. Вот после этого византийскому императору понадобился помощник по церковным делам. Вот таким помощником стал иерарх Константинополя – первый патриарх. А патриарх – это отец отцов, это этнарх, собственно, глава народа. Мы об этом еще поговорим. Когда избирали патриарха Тихона, наш русский народ говорил: "Нет у нас царя, дайте нам народного главу, этнарха". Вот патриарх – это этнарх, глава духовный, глава народа.

В византийской традиции было так, что церковь и государство были единым организмом. Мы так воспитаны, как вы правильно сказали, в западной или в постсоветской традиции, где есть отделение церкви от государства. Это ленинский декрет января 18-го года отделил церковь от государства, и нас так воспитали. И до сих многие говорят: "У нас церковь отделена". Да не отделена, есть светскость, закрепленная законодательством. А светскость – это не церковное и не атеистическое, это равноудаленный принцип. Но нет понятия отделения, он был отменен в 1990 году законами российского государства. Но в византийской традиции – это единый организм.

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Традиции. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация