Картинка

Культурное путешествие Москва Салавата Щербакова

11 мая 2024, 03:15

Персоны

Памятники в Москве, созданные скульптором Салаватом Щербаковым.

СТУПАК: Приветствуем всех слушателей. В эфире программа "Культурное путешествие", в студии Марат Сафаров и Полина Ступак. Марат, здравствуйте.

САФАРОВ: Здравствуйте, Полина.

СТУПАК: Москва скульптора Салавата Щербакова. Памятник патриарху Гермогену и императору Александру Первому в Александровском саду. Памятник крестителю Руси князю Владимиру на Боровицкой площади. Монумент выдающемуся конструктору-оружейнику Михаилу Калашникову. Памятники, посвященные государственным деятелям, легендарным летчикам, строителям железных дорог, актерам, и прочее-прочее-прочее. Продолжать можно долго, но лучше обо всем расспросить самого автора этих монументальных произведений. Его работы можно встретить на улицах многих городов России, прежде всего в Москве, но не только. Новосибирск, Хабаровск, Уфа, Петрозаводск, Ленинград, Симферополь и другие.

Сегодня наш гость – скульптор, академик Российской академии художеств, профессор Академии живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова, народный художник Российской Федерации Салават Щербаков. Салават Александрович, рады видеть вас в нашей студии.

ЩЕРБАКОВ: Добрый день, здравствуйте.

СТУПАК: И мы сегодня совершаем путешествие именно по Москве Салавата Щербакова. Ну и первый вопрос, как мне кажется, на поверхности. Одна из самых масштабных ваших работ – это, конечно, памятник князю Владимиру на Боровицкой площади. А как пришла вам идея этого монумента? Ведь за каждым произведением искусства стоит отдельная история. Что вдохновляло вас?

ЩЕРБАКОВ: Во-первых, конечно, надо сказать, что сама Москва, и мои предки очень давно жили в Москве всегда, предки по материнской линии (по отцовской – это Южный Урал, Башкирия), и церковные приходы, они служили в храмах на Ордынке, в разных местах подмосковных. И сама история нашей страны и ее до сегодняшнего дня вот это, что создано веками, и князь Владимир – это настолько мощная и основополагающая фигура. И, конечно, это не мной решалось, это решалось, я бы сказал, ну уж совсем высоко. И судьба этого памятника и надобность в нем – все это возникало вместе у людей в руководстве нашей страны, поиск места был очень драматично-интересный, но по своему вело как-то и привело на Боровицкую площадь. То есть это очень важная вещь. И тут нужно было поступить как бы и глобально крупно, ну самое решение, и крупно – я имею в виду без кокетства лишнего, без какой-то там актерской суетливости, то есть сам тон памятника. Конечно, смотрели, подходили. И я считаю, сейчас временем уже проверено, что в это такое, стихийно возникшее во многом место (это же практически пойма реки Неглинки, это как бы почти, так сказать, спуск такой, спуск к Александровскому саду, Кремль на холме, здесь холм – Боровицкий холм, и Москва-река, и храм Христа Спасителя близко), то есть все это очень такое живое место, как вот сама наша страна, как живой организм. Ну, поэтому тут я не скажу каких точных слов, какие были решения, но вот эти ощущения поиска, и действительно должна быть некая сила, глубина и основа как некий фундамент, как некий царь-колокол, вот стоит как символ, без лишнего (еще раз скажу слово, наверное, кокетства, может быть, еще какое-то, художнического подберу), ну то есть это государственное большое историческое дело. И мы в нем только какая-то часть, как некие исполнители профессиональные, так сказать. А дело очень большое. То есть не мы одни участники – вся страна...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Культурное путешествие. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Культурное путешествие

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация