Авторские материалы Кто заплатит за билет?
Персоны
Депутаты Госдумы ищут способ снизить цены на авиабилеты. Это – ответ на призыв Совета Федерации ввести регулирование в этой сфере. Рассматривают несколько вариантов: увеличить количество рейсов, привлечь дополнительные субсидии или переложить часть стоимости авиаперелета на турбизнес и страховщиков. Однако в отрасли смотрят на это скептически. Они считают, что так снизить цены невозможно. Есть ли какие-то реальные способы для этого, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Как снизить цены на авиабилеты, которые буквально зашкаливают? Росстат зафиксировал их рост за первые пять месяцев этого года на 32% по сравнению с прошлогодними. Самый высокий взлет цен пришелся на май: рост был рекордным – на 28% (это почти 7 000 рублей за тысячу километров в пути в экономклассе).
К решению этого насущного для многих вопроса подключились депутаты Госдумы. Как один из вариантов, предлагают обязать страховые и туристические компании отдавать долю своей прибыли на часть стоимости авиабилетов. Автор этой идеи, председатель комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Госдумы Евгений Москвичев пояснил: сейчас страховые выплаты пассажирам – это только 47% из суммы, полученной от авиаперевозчика. Хорошо, 20% они оставляют себе, а где еще 27%? Вот за счет этого и надо снизить стоимость билета.
Вполне возможно, это выход, если в Госдуме примут это на законодательном уровне, считает эксперт "Народного фронта. Аналитика", член Центрального штаба НФ Денис Полунчуков.
ПОЛУНЧУКОВ: Деньги платят страховым компаниям очень большие – и за ОСАГО, и за различные путешествия, когда мы платим страховку при перелетах. И ощутимая сумма – она действительно не востребованная. Так почему же они оседают в карманах страховых компаний? Если депутаты смогут эту историю сдвинуть на законодательном уровне, это будет очень хорошее подспорье.
Такой механизм не сделает билеты дешевле, считают в Общенациональном союзе индустрии гостеприимства. Санкции, высокая ключевая ставка, дефицит кадров и ряд иных проблем и так свели прибыль в этом сегменте до минимума. И если еще ее часть отдавать на снижение цен на авиабилеты – это нереально, говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России Сергей Ромашкин.
РОМАШКИН: Страховщики могут отдать часть дохода. Но тогда страховщики меньше выплатят страховых выплат пострадавшим пассажирам. Причем здесь туроператоры? Да, бывает так, что мы покупаем несколько мест или весь самолет у авиакомпании. У нас – договорная цена с этим перевозчиком. Почем мы должны поделиться доходом по этой перевозке, я не совсем понимаю. Есть рынок, мы покупаем по рыночным ценам. Источник роста цен – авиакомпании. Надо смотреть на их затраты и доходность.
Действительно, цены назначают авиакомпании, исходя из своих затрат и закладывая свою прибыль. Потому и пути снижения искать надо здесь, говорит зампредседателя Общественного совета при Минтрансе России, председатель Общественного объединения пассажиров Илья Зотов.
ЗОТОВ: Цены на билеты растут из-за роста сопутствующих расходов, среди которых я бы отметил и аэропортовые сборы, и топливо, и зарплаты (необходимость повышения), поэтому важно для снижения стоимости перелета комплексно решить все составляющие формирования цены авиабилета, для того чтобы его стоимость была доступной. Перекладывать эти затраты на турбизнес означает то, что турбизнес повысит стоимость пакета для обычных граждан.
Что может помочь? Эффективно здесь, например, снижение цен на авиакеросин и жесткое регулирование цен на это топливо в регионах, полагает Денис Полунчуков.
ПОЛУНЧУКОВ: Возможно, с точки зрения государства здесь необходимо делать фиксированную стоимость, либо проработать ее с нашими нефтяными компаниями, которые могли бы понизить стоимость.
Кроме того, говорят эксперты, важно жестко контролировать аэропорты на предмет сборов за обслуживание. А также можно увеличить количество рейсов и субсидировать перевозки.
Однако аналитики рынка скептически относятся к этому. Государство и так сейчас субсидирует часть перелетов. Есть плоские тарифы, в том числе на рейсы в Сибирь и на Дальний Восток. Это позволяет пассажирам приобретать билеты по доступной цене. Но продавать все билеты по фиксированной стоимости (такое предложение также звучит) эксперты рынка считают нереальным. В этом случае некоторые авиакомпании просто не выживут. Или это негативно скажется на безопасности перевозок.