Картинка

Авторские материалы Вакансий больше, чем резюме: инженеры – в дефиците

7 августа 2024, 12:34

Персоны

Российским компаниям не хватает инженеров. Несмотря на то, что зарплаты таких специалистов поднялись в этом году почти на четверть. Каждое пятое предприятие в поиске подходящих кадров. По мнению экспертов, основная причина дефицита кадров – несоответствие между уровнем подготовки в вузах и реальными требованиями работодателей. О том почему не идут в инженеры – разбиралась корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

За хорошим инженером нынче очередь. Спрос на таких специалистов превышает предложения, несмотря на высокие доходы, объемные соцпакеты и комфортные условия работы. Только в этом году зарплаты для инженерного состава выросли на некоторых предприятиях почти на 25%. В крупных городах средняя зарплата начинается от 150 тысяч рублей, говорит заместитель директора департамента подбора персонала кадровой компании "Юните" Болеслав Каленский.

КАЛЕНСКИЙ: Дефицит присутствует, и ввиду этого присутствует и рост аппетитов. Сотрудники хотят побольше получать. И многие компании, скажем так, вынуждены перекупать специалистов. Ввиду этого такой разогрев рынка идет и, порой, необоснованно высокие зарплаты.

Но даже это не сильно меняет кадровую картину. По данным агентств, для некоторых инженерных специальностей вакансий – в два-три раза больше, чем желающих их занять. Острее всего стоит вопрос в строительной отрасли. По экспертным оценкам, к концу года дефицит может достичь здесь 15%. Чаще всего ищут инженеров-электронщиков, сметчиков, экологов, архитекторов, специалистов по охране труда и технике безопасности. Таких вакансий – втрое больше, чем резюме.

В других сферах требуются главные инженеры для определенных проектов, инженеры-энергетики, конструкторы, специалисты по качеству, пусконаладочным работам, эксплуатации.

В чем причина дефицита?

Одна из главных – непрестижность этой профессии в предыдущие годы. Инженеры не были востребованы в силу экономических причин. Еще не так давно наша экономика строилась на развитии экспорта сырья. Более сложные товары (компьютеры, автомобили, фармпрепараты) закупались в основном за рубежом. Объем промышленного производства даже сокращался. И это сказалось на профессиональной подготовке кадров. Меньше требовалось инженеров. Все изменилось в 2022 году, когда начался бум внутреннего производства. Тут и потребовались инженерные мозги и квалификация, говорит доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве России Александр Сафонов.

САФОНОВ: Мы вступили в фазу индустриализации 2.0, что означает необходимость производить у себя внутри страны станки, больше самолетов тех же, автомобилей, других необходимых производств. Везде необходимы инженеры. И одномоментно ответить на возросшую потребность образование не в состоянии. Цикл подготовки хорошего инженера составляет не менее 5 лет.

Т.е. те студенты, что пришли в вузы на эту специальность после 2022 года, еще не совсем готовы. А выпускники, порой, не подходят по уровню подготовки под выдвигаемые компанией задачи.

Но работать надо здесь и сейчас. Руководители отделов подбора и адаптации персонала некоторых крупных компаний признают, что на тех позициях, где это возможно, сейчас вынуждены снижать требования к кандидатам, рассчитывая на профессиональный рост новобранца внутри коллектива.

А параллельно идет еще одна проблема – дефицит наставников. Некому готовить стажеров и вводить их в курс дела.

На пенсию уходят те, кто пришёл в советские годы, кто заканчивал вуз в 80-х. А относительно молодые, с 2-3-летним стажем работы пока еще сами не обладают необходимыми компетенциями. А того самого среднего поколения среди инженеров (тем, кому под или за 40) в этой среде почти нет. В 90-е многие из-за нехватки денег и работы ушли из этой профессии.

Каков выход? Многие компании сегодня не ждут, когда перспективный студент окончит вуз, а вместе с учебным заведением формируют учебные планы под собственные рабочие места. Оборудуют учебные классы, организуют производственную практику прямо на заводах, формируют группы целевого набора.

В качестве дополнительной, не финансовой, мотивации некоторые компании предлагают соискателям работу с оригинальными проектами, чтобы в будущем это легло в основу профессионального портфолио молодого специалиста. Но есть ли инженерные специальности, где количество вакансий меньше количества резюме? Да, это сетевой инженер. Он отвечает за корпоративные сети – проектирует их и обслуживает, связывает пользователей сети друг с другом и со всеми элементами инфраструктуры: приложениями, внутренними IT-продуктами, внешними сервисами и так далее.

Но даже в этом сегменте наметилась проблема. Если год назад число резюме по специальности "сетевой инженер" превышало число соответствующих вакансий на 37%, то сейчас – всего на 13%. И это, считают эксперты, нехорошая тенденция для работодателей. А вот для будущих абитуриентов и студентов это – показатель, куда стоит идти для гарантированного трудоустройства.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация