Авторские материалы Сливочное масло стало деликатесом?
Персоны
Рынок молочных продуктов продолжает лихорадить. На фоне дефицита молочных сливок идет подорожание сливочного масла. Накануне производители предупредили о приостановке отгрузок сливочного масла. В некоторых магазинах его уже отнесли к разряду деликатесов. Что только усиливает ажиотажный спрос. Пытаясь понять его причины, эксперты масложирового рынка пришли к выводу что, возможно, такой спрос связан с тем, что масло стало неожиданно высоко востребованным продуктом. Что на самом деле стоит за повышением цен на столь популярный молочный продукт – разбиралась Марина Костюкевич.
Полки магазинов, где раньше рядами лежали брикеты со сливочным маслом, заметно изменились. Теперь на привычном месте покупатели чаще обнаруживают творог, сметану, йогурты. Сливочное масло еще приходится поискать – пишут пользователи соцсетей.
В некоторых магазинах, как, например, в "Дикси", и вовсе масло находят в закрытых на замок холодильниках, где обычно лежат красная и черная икра, дорогие виды рыбы. Продавцы это объясняют тем, что якобы вынуждены прятать масло, поскольку его воруют и перепродают. Это надуманная причина, больше похоже на искусственное создание ажиотажа вокруг продукта – уверен директор центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
ОСТАПКОВИЧ: Риторика по поводу того, что некоторые магазины прячут масло из-за того, что его могут своровать, у меня вызывает не то что сомнение, а просто отторжение. Не масло же сливочное. Можно найти более высокомаржинальные продукты.
С каких пор сливочное масло стало деликатесом? С тех самых, как цена на него пошла резко в гору. Как вспоминают пользователи соцсетей с хорошей памятью на цены, еще в начале этого года 200-грамовый брикет сливочного масла в среднем стоит 120-150 рублей, в зависимости от жирности и производителя. А что сейчас?
В одном из популярных маркетплейсов 200-грамовую пачку масла "Вкуснотеево" продают за 299 рублей, а 180 граммов масла "Тысяча озер" за 260, приписывая, что это "самая низкая цена". При этом в "Пятерочке" за 340 граммов масла просят 499 рублей. Здесь же буквально размазанные по упаковке (по другому не скажешь) 160 граммов "Вологодского" обойдутся в 249 рублей. То есть увеличение совсем не на 20% за год, как указывают производители.
Отчего такой ажиотажный спрос? Почему вдруг банальный, хоть и очень популярный и всеми любимый продукт так подскочил в цене? Одну из самых неожиданных версий предложила директор Молочного союза России Людмила Маницкая. Она заявила СМИ: "Резко выросло потребление масла. До 280 килограммов на душу населения в год. Такого роста не было в течении двадцати лет. Мы сегодня потребляем сливочного масла на 40 килограмм больше, чем в соседней Белоруссии".
Конечно, за потребителя можно только порадоваться, но вряд ли так просто можно объяснить серьезный комплекс проблем, который привел к повышению цен – считает Георгий Остапкович.
ОСТАПКОВИЧ: Конечно, потребление увеличилось, но трактовать это увеличением доходов... Конечно самого масла вряд ли люди стали потреблять больше. Но масло входит в состав других продуктов, в том числе кондитерки. Поэтому вариант дефицита возможен. Плюс с увеличением доходов резко увеличилась потребность в масле хорики – это отели, рестораны, кафе. Они начали перехватывать объемы масла на себя.
Эксперты также напоминают, что ажиотажный спрос периодически возникает вокруг того или иного продукта. Причем не только в нашей стране, а везде. Например, у нас не так давно были перебои с яйцами, курятиной. Цены на них росли, полки пустели. До этого мы пережили нечно похожее с гречкой и сахарным песком – напоминает Георгий Остапкович.
ОСТАПКОВИЧ: Производители иногда упускают какой-то момент и вот этот информационный повод длится какой-то период. Это было и с яйцами, гречкой, мясом, он был непродолжительный, буквально 2-3-4 месяца. Затем рынок нашел равновесие спроса и предложений и тема была снята. До выхода следующего продукта. В данном случае это проблема с маслом.
Как долго на этот раз она будет продолжаться? Эксперты считают, что как и в случае с яйцами, в ответ на требования бизнеса пойти им навстречу, продукт могут начать завозить извне. Например, из Белоруссии. Или из других соседних стран. Сейчас уже известно, что за последние несколько месяцев закупки Россией сливочного масла в Киргизии серьезно выросли. Вплоть до того, что на российский рынок идет 70% сливочного масла. Если список импортеров расширить, то не исключено, что и ажиотаж вокруг сливочного масла спадет. Как это было, когда к нам прибыли яйца из Турции.