Картинка

Авторские материалы ОСАГО для курьеров: доставщиков товаров хотят приравнять к автолюбителям

24 октября 2024, 14:23

Персоны

Государственная дума рассмотрит законопроект о введении обязательной гражданской ответственности для курьеров, которые передвигаются на электровелосипедах и других средствах индивидуальной мобильности. Страховщики инициативу поддерживают, но сомневаются, что столь малыми средствами удастся решить проблему со сбитыми пешеходами. В Минцифры считают, что из-за дополнительных расходов подорожают товары, а в Минпромторге напоминают, что курьеры уже отвечают перед пешеходами по Гражданскому кодексу. Мнения выслушал корреспондент Олег Яхонтов.

На велосипеды и СИМ курьеры пересели около 4 лет назад, когда в период пандемии службы доставки стали настоящим спасением для жителей крупных мегаполисов. С тех пор привычка все заказывать через курьерские сервисы осталась, а сами работники все чаще стали использовать электрические велосипеды и электросамокаты, на которых ездят по тротуарам, игнорируют светофоры, не спешиваются на пешеходных переходах и опасно маневрируют на дорогах. Любое столкновение с людьми чревато серьезными травмами, а пользоваться СИМ может любой. Водительские права иметь не обязательно. Учитывая невеселую статистику аварий с участием курьеров, депутаты предлагают внести изменения в закон "О торговле" и обязать компании привлекать к работе только тех курьеров, у которых есть договор страхования гражданской ответственности. Именно этот документ предполагает, что доставщики товаров должны будут возмещать ущерб, нанесенный третьим лицам. По мнению вице-президента ВСС Сергея Ефремова, ОСАГО для курьеров позволит гарантировать пострадавшему компенсацию от страховой компании, а также заставит доставщиков быть более ответственными:

ЕФРЕМОВ: Реально, это можно и нужно для того, чтобы эти лица, если они совершают определенные действия несли за это ответственность. Пусть они и на СИМ, но они похожи на источник повышенной опасности. Если их ответственность будет застрахована, то гражданам будет проще получать возмещение.

Однако, поддерживая законопроект в целом, страховщики отмечают, что пока для них нет конкретных ориентиров по расчету тарифов. В случае с ОСАГО для автолюбителей – есть машина с четкими параметрами, стоящая на учете, которую водит человек с правами. У велокурьеров нет ничего. А для расчета тарифа должна быть зона ответственности, единые требования и правила по выплатам. Помимо этого, у СИМ нет номеров. Их постепенно вводят в Москве, но проблемы с идентификацией все равно остаются. Например, чтобы система видеофиксации нарушений СИМ ПДД работала эффективно, необходимо перенастроить сами камеры видеонаблюдения. По словам вице-президента Национального Автомобильного Союза Яна Хайцеэра, камеры не отслеживают тротуары, где и происходит большинство инцидентов с участием курьеров на электросамокатах:

ХАЙЦЕЭР: Идентификации СИМ нет (за исключением кикшеринга), номеров, соответственно нет! И камеры на тротуаре ничего не отслеживают, потому что они туда не направлены. А у нас большее количество самокатов находится на тротуаре, нежели чем на дорогах.

Курьерскую доставку пока можно считать дешевой, но как отмечают в Минцифре, требование об обязательном страховании неизбежно обернется дополнительными расходами для онлайн-торговли, которые будут заложены в стоимость работы агрегаторов, курьеров и в конечном счете в цену товаров и услуг. А заплатят за все потребители. В самих компаниях, которые занимаются интернет-торговлей, ожидаемо отнеслись к законопроекту крайне скептически. Во-первых, по мнению участников этого рынка, закон носит дискриминационный характер, поскольку выделяет курьеров в особую группу, тогда, как от других людей на СИМ страховка не требуется. Во-вторых, страхование ответственности в сфере услуг доставки не должно быть предметом закона о торговле: доставка товаров не имеет отношения к розничной деятельности. И, в-третьих, предлагаемые нормы создадут дополнительную нагрузку на бизнес, причем не ясно, кто будет контролировать наличие такого страхования. Если обязать это делать работодателей, то повышение стоимости услуг неизбежно. При этом многие эксперты напоминают, что в ГК есть статья, согласно которой причиненный человеку или его имуществу вред подлежит возмещению в полном объеме. Правда, пострадавшему придется через суд доказывать свою правоту, но даже если решение будет в его пользу, то получить деньги очень сложно. В этом плане страхование значительно упрощает алгоритм взыскания ущерба.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация