Картинка

Авторские материалы Возврат за курсы: когда деньги не вернут

7 ноября 2024, 13:52

Персоны

"Если результат обучения не устроит, вернём деньги", – обещают организаторы множества онлайн-курсов. По факту же получить обратно потраченные впустую средства не так просто. В одном из таких случаев сейчас разбирается Верховный суд: первая инстанция согласилась с ответчиком в том, что при отказе клиента от услуги ему можно вернуть лишь небольшой процент. Тему продолжит корреспондент "Вестей ФМ" Екатерина Косинец.

"За несколько месяцев вы заработаете свой первый миллион. А если и не заработаете, то наглядно увидите, как зарабатывают на вас". Поверив заманчивой рекламе, люди относят последние сбережения и даже берут кредиты. Казалось бы, какие риски? Ведь финансовые потоки, как заверяют организаторы, будут литься буквально с неба. А значит, и затраты на обучение отобьются довольно быстро. Но когда становится ясно, что за сотни тысяч потраченных рублей никто не предоставит золотую антилопу в ваше личное пользование, наступает прозрение. И тогда несостоявшиеся миллионеры пытаются спасти хотя бы то, что сами отнесли в руки так называемым учителям. А в ответ обычно слышат слова «оферта» и «вы сами согласились на такие условия».

А условия договора, как это ни банально, нужно читать внимательно. Если онлайн-школа, например, нарушила сроки оказания услуги, то ученик имеет полное право на возврат своих денег. Если кулинарный вебинар, марафон личностного роста или интенсив по бисероплетению не принёс результата, деньги вернуть сложно, но можно. И тогда клиенту придётся доказывать, что то, что он получил в качестве продукта, далеко от описания в договоре, говорит председатель Московского общества защиты потребителей Антон Недзвецкий.

НЕДЗВЕЦКИЙ: Недостатком услуги будет считаться та ситуация, когда меняют преподавателя, например, если конкретный человек был указан в договоре. Если вы видите, что программа курса, подача материала, уровень компетенций явно не соответствует договору или описанию, можно заявить об отказе от исполнения договора на основании 29 статьи Закона о защите прав потребителей.

Сначала, правда, нужно будет указать организатору обучения на недостатки, поясняет специалист. И если ситуацию не исправят, тогда уже можно смело требовать деньги.

К тому же, онлайн-обучение – это услуга, от которой можно отказаться в любой момент до завершения курса, поясняют юристы. Даже если клиент просто передумал.

Для этого нужно написать заявление об отказе от исполнения договора и возврате денег. Здесь нужно сослаться на статью 32 закона о защите прав потребителей. К заявлению нужно приложить чек об оплате. Всё это отправляется в онлайн-школу по электронной почте, а также по почте на юридический адрес с описью вложения и уведомлением о вручении. По закону школа должна вернуть деньги в течение 10 дней со дня предъявления требования. Если организатор курсов не укладывается в этот срок, то следующий этап – это суд. И здесь уже можно требовать неустойку и оплату услуг представителя.

Правда, закон о защите прав потребителей может оказаться бессилен в случае, если речь идёт о бизнес-курсах, потому что их приобретают в предпринимательских целях, поясняет Антон Недзвецкий.

НЕДЗВЕЦКИЙ: Если гражданин на дату заключения договора имеет статус индивидуального предпринимателя и по существу оказываемых услуг он определённо ими будет пользоваться в своей предпринимательской деятельности (то есть они ему не нужны для каких-то личных, домашних, семейных целей, а нужны именно для того, чтобы осуществлять предпринимательскую деятельность), то здесь может возникнуть, в том числе и в судебном споре, сомнения у суда, насколько результат оказанных услуг используется в потребительских целях, и суд может применить общие номы Гражданского кодекса, не применяя закон о защите прав потребителей.

Пользователь Сети делится своим опытом, как урегулировать подобную ситуацию без суда. Оказалось, что клиентоориентированность многих платформ кратно возрастает, когда спор переносится в публичное пространство. Курс по 1С-аналитике он купил за 64 тысячи рублей. А когда прошёл обучение на 20%, понял, что эти знания ему точно не пригодятся, и решил вернуть деньги за оставшиеся уроки.

БЛОГЕР: Мне сказали, что не возвращают деньги, "договор оферты вы подписывали". Шёл диалог, со мной связывались, созванивались, шла переписка. В итоге мы с товарищем решили опубличить эту тяжбу, эту проблему, эти претензии на наших небольших ресурсах в ВК. Её упомянули, её конкурентов упомянули. Ну и со мной достаточно быстро связались. Сперва предложили одно решение – оно меня не устроило. Я опять опубликовал. Связался уже представитель посерьёзнее и сказал, что "мы, конечно, так не делаем, но, поскольку мы – клиентоориентированная компания, мы пойдём к вам навстречу и вернём деньги, 80%" – это более 50 тысяч рублей.

В Сети юристы активно предлагают услуги по защите онлайн-школ от возвратов. Интересно, что их рекомендации могут быть полезны и тем, кто только собирается купить курс, но хочет подстраховаться себя на случай, если продукт окажется некачественным.

"Самый важный документ для возвратов – это оферта. Именно в оферте прописываются все основные положения. Например, от какого возраста могут приобретать ваш курс, в какой момент услуги считаются оказанными, какая стоимость у этих услуг. Именно все эти небольшие моменты и нюансы позволяют снижать возвраты, в некоторых случаях – до нуля".

Под такими видео – контакты, по которым можно обратиться, чтобы специалисты помогли грамотно отказать клиенту в возврате средств. Парадокс в том, что эти же юристы предлагают онлайн-обучение по защите курсов от таких ситуаций. Можно предположить, что за эти знания, даже если они окажутся абсолютно бесполезными на практике, вернуть деньги точно не получится.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация