Авторские материалы Налог на такси и доставку: в Госдуме идею не оценили
Персоны
Введение новых налогов на такси и курьерскую доставку по аналогии с туристическим сбором не обсуждается. Об этом заявили в думском комитете по экономической политике. Ранее профессор Финансового университета Сергеем Ануреев предложил дополнительно отчислять в региональный бюджет по сто рублей с каждой поездки на такси, и с каждой доставки товаров курьером. В сути этих экономических мер разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
На рынке труда сложилась непростая ситуация. Самозанятые стали непосильным бременем для экономики, – считает Сергей Ануреев. Люди в массовом порядке переходят в категорию самозанятых, покидая предприятия. В некоторых крупных регионах по трудовому договору работает уже менее половины. Остальные платят налоги по упрощенной схеме, без обычных отчислений в социальные фонды. В промышленности, строительстве и ЖКХ – дефицит кадров. При том, что у нас огромное количество курьеров. Хотя и их не хватает. По некоторым оценкам, стране необходимы еще три миллиона человек. Рынок труда стал рынком работника, а не работодателя. Все это сказывается на инфляции. Растут зарплаты, повышаются издержки производителей, которые в итоге поднимают цены на свои товары и услуги.
Ситуация не простая – подтверждает руководитель компании SuperJob Алексей Захаров. Рынок труда разбалансирован. Курьер получает столько же сколько квалифицированный токарь и в несколько раз больше учителя начальных классов. Поэтому у нас не хватает полмиллиона педагогов, зато пицца приезжает за 15 минут. Мигранты сильно не помогают. Они и сейчас предпочитают устраиваться в сферу услуг, где больше зарплата. Если ничего не менять, работу будет находить с каждым годом все проще и проще. И это плохая новость для всех работодателей: удержание людей будет обходиться все дороже и дороже. При той же производительности труда.
Сергей Ануреев предлагает свое решение проблемы.
Ограничить рост численности работников сферы услуг. Скажем заставить таксистов и курьеров оформлять трудовые соглашения с их работодателями. С уплатой всех социальных взносов и подоходного налога. А для начала установить сбор по сто рублей с каждой поездки на такси и с каждой курьерской доставки. В региональный бюджет. Услуги такси и доставки, естественно, тут же подорожают. После чего снизится спрос. Ведь даже за короткую поездку придется платить по тысяче рублей. Люди пересядут на общественный транспорт и будут покупать товары по старинке – в обычных магазинах. Доходы таксистов и курьеров снизятся. И они вернутся на предприятия, на стройку и к школьной доске. Дефицит рабочих рук будет ликвидирован. Гонка зарплат – остановлена. Рынок труда придет к новому состоянию равновесия. Реальная экономика вырастет, а казна наполнится. Конечно, для этого потребуется масштабное госрегулирование.
В Госдуме к такому простому подходу к рынку труда отнеслись резко отрицательно. Зампред комитета по экономической политике Артем Кирьянов назвал идею введения новых налогов на такси и курьерскую доставку – не приемлемой. Цитирую по порталу "Лента.ру": "Такое предложение если не прямо провокационное, то контрпродуктивное. Такие "вбросы" в публичную плоскость не имеют под собой оснований, но вызывают серьезный ажиотаж и негативное восприятие".
При этом Кирьянов признал, что сфера доставки и маркетплейсов должна регулироваться специальным законодательством. И этим Госдума займется в следующем году. Речь идет о законопроекте "О платформенной экономике".