Авторские материалы СИМ: место ли им на тротуарах
Персоны
За девять месяцев текущего года резко выросло число аварий с участием электровелосипедов и электросамокатов. Причем треть таких ДТП произошла на тротуарах. А еще 15 процентов – на пешеходных переходах. В крупных городах электровелосипеды и мопеды активно использую курьеры. И двигаются они часто по тротуарам. Законно ли это? Разбирался Борис Бейлин.
С января по сентябрь число аварий, в которых участвовали электровелосипеды и средства индивидуальной мобильности, выросло на 42 процента – по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. Это – данные Научного центра безопасности дорожного движения МВД. В таких ДТП погибли 44 человека. 4 тысячи были ранены. Смертность увеличилась более чем на 40 процентов, травматизм – почти на 50 процентов.
И практически половина случаев приходится на тротуары и пешеходные зоны. Их активно используют курьеры. Причем их электровелосипеды, в отличие от обычного транспорта, – почти бесшумны. Люди просто не успевают понять, что сзади на большой скорости несется доставщик.
По закону электровелосипеды подразделяются на несколько видов. Маломощные (с двигателем до 250 ватт и с максимальной скоростью до 25 километров в час) приравнены к обычным педальным велосипедам. В случае отсутствия велодорожки они могут двигаться по тротуарам, отмечает автоюрист Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Если электродвигатель – до 250 ватт, то лицо, которое управляет таким транспортным средством, приравнивается к пешеходу. По правилам дорожного движения, он может передвигаться в том числе по тротуару. Конечно, не создавая препятствий для других участников дорожного движения, в данном случае – пешеходов.
Все, что мощнее 250 ватт, – это уже мопеды и мотоциклы. То есть транспортные средства, место которым – на проезжей части. Они должны двигаться по правой полосе. Или по обочине. Если это не создает помех для пешеходов.
В случае если человеку на мопеде нужно съехать на тротуар, он должен спешиться. Это требование относится и к легким электровелосипедам, и к самокатам, если по тротуару идут люди. В этом случае, правда, можно и просто снизить скорость до скорости пешехода.
Курьеры, как правило, используют относительно мощные электровелосипеды. С мотором по 300-500 ватт. Они могут разгоняться до 50-60 километров в час. И часто именно они выезжают на тротуары. Это незаконно. За это полагается штраф до двух тысяч рублей.
Но наказывают их редко. Со стороны на глаз установить мощность электровелосипеда или электросамоката трудно. Для этого сотрудник ГАИ должен сначала остановить курьера, продолжает Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Они изучают так называемый шильдик. Там вся информация обычно указывается. В том числе мощность. В серьезных случаях (управление в состоянии алкогольного опьянения, скрытие с места ДТП) этой информации достаточно для судов, чтобы определить, какое это транспортное средство.
Добавлю, что, по статистике, половина случаев ДТП на тротуарах, то есть наездов велосипедов и самокатов на пешеходов, приходится на маломощные средства передвижения. Но в 50 процентах случаев людей сбивали мощные электровелосипеды, которых, по правилам, на тротуарах быть не должно.