Картинка

Авторские материалы Частные клиники станут "звёздными"

9 января 2025, 13:11

Персоны

Частным клиникам в России начнут присуждать звезды в зависимости от качества и безопасности предлагаемых услуг. Создать методику оценки должны общественники, Росздравнадзор и Роспотребнадзор. Защитники прав потребителей уверены, что такой подход однозначно поможет клиентам клиник сориентироваться в выборе, и в целом рейтинг будет стимулировать работу таких организаций. Однако, есть эксперты, которые скептически оценивают инициативу. Они напоминают, что в этой сфере и так высокая зарегулированность. По каким критериям будут присваивать звезды – выясняла Марина Костюкевич.

Звезды на фасаде частных клиник могут появиться в России. Так, по аналогии с отелями, пациентам будут сигналить насколько хорошее обслуживание в той или иной медорганизации.

Толчком к этому послужил резкий рост жалоб пациентов на частные клиники – на 15,5% за девять месяцев прошлого года. Общее число нареканий почти 14 000. И в основном это замечания к работе медперсонала. Введение рейтинга помогло бы пациентам ориентироваться, а клиники стимулировало бы к лучшему сервису – считает глава Общественной потребительской инициативы Олег Павлов.

ПАВЛОВ: В условиях ограничения проверочных мероприятий мы видим всплеск нарушений в частных медклиниках. И в числе прочих мер, которые могут рассматриваться как стимул к добросовестному поведению, может быть рейтингование или публичная оценка добросовестности. Система баллов, звезд может использоваться как надзорная история, показывать пациентам: были ли какие-то нарушения в прошлом у этой клиники.

Кто и как будет оценивать: скольких звезд достойна та или иная организация? Методику оценки будут разрабатывать общественники, Росздравнадзор и Роспотребнадзор.

На деле это будет выглядеть как рейтинг, аналогичный тому, что действует в отношении гостиниц. Это могут быть звезды, так и буквенные обозначения – А, В, С или другие ориентиры.

Гораздо важнее критерии оценок. Они должны учитывать все аспекты деятельности клиники – считает сопредседатель Всероссийского Союза пациентов Юрий Жулев.

ЖУЛЕВ: Это две части. С точки зрения Россздравнадзора, это, наверное, качество и безопасность оказания медпомощи: насколько часто в клинике возникают проблемы, ошибки, дефекты, а с другой стороны, комфортность, вежливость персонала, правильно выстроенная маршрутизация, информирование пациентов, сервисы дополнительные, это тоже должно входить в оценку работы частных клиник.

Идею о присуждении звезд поддерживают не все. Некоторые эксперты считают ее надуманной и бесполезной, напоминая, что прежде чем открыться, частная клиника и так должна доказать, что она способна оказывать качественные и безопасные услуги – говорит директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов.

БЕСПАЛОВ: Меддеятельность и так зарегулирована по самое некуда. Введение дополнительного инструмента лишено всякого смысла. Если организация получила лицензию, значит она должна оказывать качественные услуги. Если эти услуги некачественные – значит, это повод провести проверку. Вплоть до отзыва лицензии. Если речь идет об оценке качества, у нас и так есть огромное число бесплатных сервисов, которые проводят их на основе мнения потребителей.

Впрочем, сторонники этой идеи указывают, что эти оценки, как правило, субъективны и идут чаще всего только от пациентов на уровне "понравилось – не понравилось". Присвоение же звезд будет более весомым аргументом. Они поясняют, что важно создать систему поощрения для клиник, которые не нарушают правил.

При этом все стороны признают: в этой системе велик риск коррупционной составляющей. В условиях конкуренции звезды могут не только покупаться, но и выдаваться на основе нечестных игр. Например, накрученных отзывов. И это важно учитывать – говорит Олег Павлов.

ПАВЛОВ: Любая оценка должна быть основана на единых прозрачных понятных критериях, автоматизироваться, т.е оценка должна присваиваться либо без участия человека, либо он выполняет техническую функцию. Критерии, методика, условия должны быть едиными для всех участников рынка, чтобы исключить любую субъективную составляющую.

Защитники прав пациентов выступают за то, чтобы вход в эту систему для самих клиник был добровольным. С одной стороны, отказ от участия – это возможность для организации избежать необъективных оценок, но с другой – это повод для пациента усомниться в надежности самой клиники и на основании этого сделать свой выбор.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация