Картинка

Авторские материалы Ограничения и контроль: деструктивный контент в играх хотят запретить

9 января 2025, 15:25

Персоны

Запретить «деструктивный контент», в том числе в видеоиграх, хотят в Госдуме. Об этом в своем Telegram-канале пишет спикер парламента Вячеслав Володин. Мотивирует заботой и защитой детей и поясняет, что есть много обращений о сюжетах, которые содержат агрессию и насилие, а также пропаганду чуждых России ценностей. С чем и призван бороться законопроект, который хотят принять в январе. О том, чем грозят игры детям, – в материале Александра Ельшевского.

Одна из песен в одной из самых ожидаемых игр прошлого года о чернобыльской зоне отчуждения, продолжение культовой серии на просторах СНГ. Больше миллиона проданных копий за первые два дня продаж и вполне очевидный коммерческий успех. Первые части стали феноменом и привлекли огромное количество поклонников, выйдя на уровень медиафраншизы. Целые полки книг, куча атрибутики, страйкбольные мероприятия по тематике, косплей и гигантское сообщество.

Вторую часть ждали многие годы. И дождались, особенно – российское сообщество, которое и сделало имя всей серии. Но создатели, родом с Украины, превратили выход компьютерной игры в политическое действо. Начали прямо на сайте собирать деньги в поддержку ВСУ, не объясняя игрокам, в том числе из России, что именно делают и тем подставляя под серьёзные статьи.

А позже пошли интервью с явной русофобией, травля русскоязычных блогеров и, как вишенка на торте, – вырезание уже готовой российской озвучки. Хотя полностью удалить русский язык, видимо, не позволила жадность – все же игроки в СНГ играют именно на русском.

В итоге получилось странное – игроки часами стреляли в людей, говорящих на украинском языке, порой слушая песни о "героях с байрактарами". Сама игра вышла с кучей неработающих вещей и механик, так что создателям посоветовали больше времени уделять исправлениям своего продукта, а не запихиванию в него политической повестки.

Впрочем, все скандалы не помешали продажам бить рекорды. А значит, в игру хотят играть. И вопросом о том, насколько полезно играть в такие игры детям, стали задаваться депутаты. Спикер российской Госдумы Володин заявил, что парламент может в январе принять решение о защите несовершеннолетних от деструктивного контента. В том числе в компьютерных играх.

Тема деструктивного контента в видеоиграх уже давно вызывает споры как в России, так и за её пределами. Российские депутаты не раз предлагали бороться с насилием в видеоиграх, особенно после случаев насилия в школах. Видеоигры зачастую рассматривались как один из факторов, влияющих на поведение подростков. Однако никаких прямых доказательств связи между жестокими играми и реальными преступлениями представлено не было.

В научной среде только ранние исследования доказывали связь между агрессией и играми. Однако эти выводы подверглись жёсткой критике: влияние игр на агрессию – минимально. По последним данным, в среднем только 0,4% незначительных форм агрессии могут быть вызваны видеоиграми.

Сегодня видеоигровая индустрия стала одним из столпов современной массовой культуры. В ней уже крутится денег больше, чем в кино, и бюджеты разработки давно измеряются сотнями миллионов долларов, а прибыль – миллиардами. А сами игры превратились в новый вид цифрового искусства и мощный рычаг воздействия, который может формировать мировосприятие, особенно детей. Об этом не раз заявляли на самом высоком уровне, и президент говорил о том, что нужно развивать и поддерживать российских разработчиков, которые могут делать талантливые игры, продвигающие важные для России нарративы.

Потому что иных нарративов хватает. На крупных мировых площадках созданы целые сообщества, в которых ищут и показывают откровенно русофобские проекты. Кураторы собирают сведения как об играх, чьи создатели напрямую поддерживают запрещенные в России организации, отчисляя часть дохода от продажи своих проектов. И предупреждают о содержании проектов, порой весьма невинно выглядящих снаружи. Вот, к примеру, – обзор на симулятор строительства города: «Нам предлагается развивать советский город, постоянно поддерживая должный уровень террора. При низком уровне террора все советские люди начинают бухать и перестают работать, а при слишком высоком – могут устроить бунт. Устрашать жителей предлагается как одноразовыми мерами вроде убийства случайного прохожего, так и постоянно действующими мерами вроде постройки крематориев».

В сообществе – чуть больше полусотни игр, о которых предупреждают, как о русофобских. Есть те, в которых идет оправдание нацизма или подмена истории, есть просто антироссийские, разного уровня убогости. Но, для сравнения, только за прошлый год в крупнейшем сервисе вышло порядка 18 тысяч новых игр. Кто и как будет их оценивать, пока не ясно, хотя в опросе, проведенном Володиным, больше чем три четверти проголосовавших, а это – десятки тысяч подписчиков, высказались за ограничения и контроль.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация