Картинка

Авторские материалы У курьеров будет страховка

26 мая 2025, 13:06

Персоны

В Госдуме предложили ввести обязательное страхование гражданской ответственности для курьеров на велосипедах, мопедах и самокатах. Авторы инициативы надеются, что эта мера дисциплинирует доставщиков на средствах индивидуальной мобильности и обеспечит пострадавших компенсацией. С законодательной инициативой познакомился наш корреспондент Олег Яхонтов.

По статистике в каждом третьем дорожном инциденте, связанным с наездом скутера, велосипеда или электросамоката на пешеходов, фигурируют курьеры, которые, стараясь вовремя доставить заказ, игнорируют ПДД и создают опасные ситуации. Причем добиться компенсации от виновника аварии сейчас можно только через суд. Выплату получают, если курьер передвигается на машине или мотоцикле и, соответственно, имеет водительское удостоверение и оформил ОСАГО. В остальных случаях, даже если доставщика нашли, взыскать с него деньги крайне сложно. Ведь, как правило, курьер – это самозанятый студент или иностранец. Чтобы решить проблему, депутаты Госдумы предложили обязать всех курьеров иметь страховку гражданской ответственности. Ее цена, по мнению Председателя союза потребителей РФ Петра Шелища, будет зависеть от многих факторов, где главный – как доставщик вел себя на дороге.

ШЕЛИЩ: Если у него были в прошлом нарушения и за него страховой компании приходилось выплачивать возмещение, то стоимость будет для него высокой, я думаю, таких курьеров нанимать на работу просто не будут.

По мнению депутатов, все курьеры должны работать только при наличии договора страхования гражданской ответственности, что гарантирует пострадавшим выплату компенсации и повысит общий уровень безопасности на дорогах. Однако, по мнению автоэксперта Владимира Сажина, ОСАГО для своих сотрудников должна оформлять компания доставки.

САЖИН: Обязать каждого человека, который управляет СИМ или велосипедом, обеспечить страховку ему не получится. Ответственность за вред, который нанес курьер третьим лицам, должно нести то предприятие, которое приняло его на работу.

Свое мнение высказали и в курьерских службах, отметив проблему идентификации доставщиков. Если они используют транспорт кампании, то он оснащен номерами и ограничителями скорости. Но в большинстве случаев, по словам председателя союза курьеров РФ Ивана Вайсса, курьеры ездят на своих велосипедах, мопедах и СИМ.

ВАЙСС: Для того, чтобы система ОСАГО работала, необходима система идентификации т/с и людей, как у автомобилей. Но у машины есть номер, а какие у велосипедов и самокатов номера? Как идентифицировать людей? Они просто будут убегать с места происшествия и все!

Пока оформление страховки гражданской ответственности на год для самозанятых стоит от полутора до пяти тысяч рублей. Если поправки в закон о государственном регулировании торговой деятельности в части критериев отбора курьеров для доставки товаров будут приняты, то, по словам юриста Марии Яковлевой, все компании, занимающиеся дистанционной торговлей, должны будут нанимать перевозчиков только со страховкой.

ЯКОВЛЕВА: Введение обязательной ответственности упростит всю процедуру, потому что не нужно будет гражданам и пешеходам, кто пострадал от наезда курьера, обращаться в суд. Конечно, это все ляжет на плечи потребителей. Грубо говоря, доставка будет стоить дороже. То есть все эти расходы будут делиться между гражданами, которые пользуются услугами курьеров, соответственно, цены возрастут.

При этом некоторые крупные службы доставки уже давно страхуют своих сотрудников, хотя пока у компаний них нет такой обязанности. Также, по мнению экспертов, фирмам стоит пересмотреть систему штрафов для курьеров и следить за переработками. Ведь первопричина всех аварий с участием доставщиков – это их стремление не опоздать с заказом, доставив его, как сказано, в рекламе, например, за 15 минут. При опоздании на 3 минуты потребитель ничего не платит, а стоимость в виде штрафа ложится на плечи вечно спешащего курьера. Пусть даже со страховкой.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация