Картинка

Авторские материалы "Докажи, что понимаешь": приёмку квартир доверят экспертам-строителям

26 мая 2025, 13:54

Персоны

Приёмку новых квартир вновь ужесточат. Минстрой выступает за профильное образование у специалистов, которые выявляют недочеты в новостройках. Задача – оградить девелоперов от так называемого потребительского экстремизма, когда организованные группы юристов судятся с компаниями для того, чтобы получить прибыль. Однако эту идею не поддерживают защитники прав потребителей. В Роспотребнадзоре также призвали "сначала решить вопрос с качеством жилья, а уже потом разбираться с потребительским экстремизмом". О новых методах приёмки жилья и о том, как это поможет новосёлам, – Марина Костюкевич.

Придираешься к отделке в новой квартире – докажи, что ты в этом разбираешься. Такой принцип приемки новых квартир предлагает ввести Минстрой. Там намерены обязать специалистов, которые выявляют недочеты в новостройках, иметь профильное образование.

Делается это неспроста. В последние годы появилась целая когорта юристов, которые помогают жильцам выявлять недостатки в новостройках и отсуживать у компаний-застройщиков огромные деньги. У этого даже есть свой термин – "потребительский экстремизм", говорит юрист, эксперт тематической площадки ОНФ "Жилье и городская среда" Павел Склянчук.

СКЛЯНЧУК: Люди, наняв такого специалиста, оказываются его заложником. И начинается тот самый потребительский экстремизм. Безусловно, люди, которые за немалые деньги покупают квартиры, имеют право на устранение всех недочетов, но при этом есть проблема, когда застройщик не может сдать объект из-за того, что многие судятся, начинаются споры, на чем спекулируют приемщики – оценщики квартир.

Кто эти люди, что помогают жильцам оценивать свою покупку? Как правило, это юристы. А должны быть строители, считают в Минстрое. В ведомстве уверены: специалист-оценщик жилья должен иметь профильное образование. Т.е. это должен быть некий эксперт, который бы мог реально помочь жильцу, говорит юрист, правозащитник, председатель Союза потребителей России Алексей Койтов.

КОЙТОВ: Под экспертом мы подразумеваем технического специалиста, эксперта-строителя, который может в том числе провести строительно-техническую экспертизу, соответственно, у него должно быть образование или опыт работы в сфере строительства. Он должен мнение обосновывать либо опытом работы в соответствующей сфере, либо образованием. Либо методом аккредитации, либо сертификатом.

Кто и где будет обучать таких специалистов? Это могут быть даже курсы по обучению, которые могут закончить те же юристы, но они получат знания по строительным нормативам, считают эксперты. А кто будет оплачивать услуги таких специалистов – сам жилец или девелопер? Нанимать такого специалиста будет новосёл, поясняет Алексей Койтов.

КОЙТОВ: Оплачивает услуги первоначально потребитель, но дальше, если всё нормально, то это – расходы потребителя, он, так скажем, подстраховался; если же выявлены какие-то недостатки – недоделки, то в дальнейшем, предъявляя претензии по этим недоделкам, потребитель имеет полное право требовать возмещения этих расходов.

Кому помогут все эти нововведения? Девелоперам или покупателям? Пока даже эксперты не могут точно ответить на этот вопрос. На первый взгляд, в этом случае защищены обе стороны. Но по факту, если новосел берет на себя услуги специалиста, он раскошеливается еще и на него, и квартира увеличивается в цене. Если же жилец его не нанимает, то вынужден брать то, что сдали, и уже мириться с недоделками. В этом случае в выигрыше – застройщики. Тяп-ляп сделали, сдали – и всё. И это при том, что они уже себе выбили немало послаблений за последнее время, напоминает Алексей Койтов.

КОЙТОВ: Во-первых, посокращали гарантийные сроки. У нас раньше на пять лет гарантийный срок на всё. Потом его сделали 3 года, а потом отдельно на отделку сократили до 1 года. Но самое главное, что мы считаем, что нарушает мыслимые и немыслимые права и Конституцию, это то, что ограничены все возмещения по дефектам квартир. Не только отделка, но и оконно-дверные блоки, сантехника; так вот это все, если обнаружены дефекты, ограничены тремя процентами от суммы договора! Т.е. если выявлены недостатки, клиент может возместить 3%, а остальное – его личные проблемы.

И это еще не все. Как заявили в Ассоциации юристов, в будущем расходы на «потребительский экстремизм» девелоперы могут заложить в цену строящихся квартир. Потому что, по оценкам организации, в прошлом году на штрафы, неустойки, пени и другие компенсации застройщики потратили 100 млрд рублей.

Однако в эту цифру защитники прав потребителей не верят, указывая, что за 8 последних лет по судебным решениям жильцы отвоевали в виде компенсаций лишь 16 миллиардов рублей.

В Роспотребнадзоре же призвали строителей не бодаться за каждый недокрученный шуруп, а просто сдавать жилье в надлежащем состоянии изначально. Чтобы, что называется, комар носа не подточил, не то что какой-то эксперт. И тогда понятие "потребительский экстремизм" исчезнет само по себе.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация