Авторские материалы Уходили громко: иностранные компании хотят вернуться
Персоны
Ушедшие из России иностранные компании могут не вернуться на наш рынок. Президент Владимир Путин четко дал понять: далеко не все компании смогут вернуться назад. Кому-то запретят обратный выкуп акций уже в июне. В этом случае они могут рассчитывать на компенсации. Законопроект уже согласовал Минфин. Кому разрешат вернуться назад, а кому уже нет – выяснила Марина Костюкевич.
Уходили громко, возвращаться пытаются тихо. Зарубежные компании в начале СВО, не смея ослушаться политических сил, а кто-то на эмоциях, встали и вышли с российского рынка. А ведь их никто не гнал, здесь им годами платили и не только верой и правдой, но и огромными деньгами. Президент России Владимир Путин, выступая недавно на 20-ом съезде "Деловой России" прямо сказал об этих бизнесменах: "Они поставили всех в трудное положение, смылись, а теперь не прочь вернуться вновь":
ПУТИН: Они в ущерб себе же делают. Кажется, что того-то и того-то не будут делать точно, но ведь делают же придурки. Сдуру запретили своим компаниям у нас работать, но мы видим, на меня и крупный бизнес выходит, хотят вернуться.
На каких условиях это может быть сделано? Раздаются голоса о том, что если руководство иностранных компаний извинится, то их можно простить и снова вернуть в строй. Но Путин четко дал понять: извинения примут не у всех.
ПУТИН: Конечно, надо посмотреть кто и как себя вел. Кто-то нахамил нам, оскорблял нас, кто-то ВСУ деньги перечислял, надо, чтобы они извинились. Э, нет, вот этого точно недостаточно. Я десятилетиями общался с представителями бизнеса в Европе, в США, я их очень уважаю, серьезные люди. Грамотные, прагматичные, они конкуренты мощные, они извинятся, скажут: "Ой, извините". Завтра извинятся, если им нужно вернуться на наш рынок, что угодно. Придут и расцелуют в уста. Этого недостаточно.
Для возвращения нужны определенные условия. Уйти всегда проще чем вернуться. Теперь уже мы не те, чтобы снова зазывать, прощать и встречать. Однозначно останутся те, кто нас не предал и сумел в этих условиях быть лояльным, хотя и очень рисковал – говорит директор Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров.
ГАФАРОВ: Просто сделали вид, что ушли с российского рынка, а по факту в том или ином виде продолжили свой бизнес, просто делают это тихим сапом. Свернули маркетинговые активности, но на рынке присутствуют, услуги оказывают. Таким компаниям вернуться будет гораздо проще. Чем тем, кто ушел юридически, публично, с нехорошими историями.
К ним стоит применить особые, а точнее индивидуальные фильтры для возврата – указал Владимир Путин.
ПУТИН: Нам нужно смотреть на эти вопросы с прагматичной точки зрения. Выгодно нам, чтобы та или иная компания пришла, значит, ее надо пускать. По-простому скажу, по-народному. Невыгодно – надо найти тысячу причин почему ее здесь не должно быть. И из этих тысячи причин 999 будет точно соответствовать требованиям ВТО.
Прежде всего "от ворот поворот" могут получить компании, чью продукцию мы успешно заместили. Нельзя срывать ради иностранных ветреных партнеров с места отечественных предпринимателей – говорит директор Центра НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
ОСТАПКОВИЧ: Не думаю, что нужно приглашать всякие торговые фирмы, которые будут во Вьетнаме или Иране закупаться и привозить сюда продукцию. Это мы и сами можем. Главное – чтобы это были фирмы, которые уважают РФ, с точки зрения нормальных демократичных ценностей и интересов страны.
Чей возврат был бы нам выгоден? Прежде всего это высокотехнологичные производства, для замещения которых у нас нет должных ресурсов и мы не создали им полноценной замены за эти годы – говорит Артур Гафаров.
ГАФАРОВ: Это, как правило, товары, которые в России производятся либо слабо, либо требуют очень больших инвестиций, чтобы освоить их производство. Это машиностроение, это электроника, это телекоммуникационное оборудование, это все истории, связанные с медоборудованием.
Может ли случиться так, что перед какими-то компаниями российские двери закроются навсегда? Конечно нет, говорят эксперты. Особенно если компании вынудили уйти по политическим мотивам. И приводят в пример "Сименс". Этот игрок уходил с нашего рынка 4 раза. И каждый раз возвращался, начиная с царских времен, когда компания построила первое телеграфное сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом. Уходили они и в Первую, и во Вторую мировую войну. Но всегда им давали шанс вернуться. Потому что уходили не по экономическим, а по политическим мотивам. Вынужденно.
Как юридически будет проходит возвращение сейчас тех, кому мы позволим? Решать это будет специальная комиссия.
Они будут заново выкупать те акции, которые уходя продали. На каких условиях? Скорее всего, говорят эксперты, за сколько отдавали уходя, за столько и выкупят обратно. Законопроект на этот счет уже подготовил Минфин.