Картинка

Авторские материалы В курьеры и таксисты иностранцев не возьмут. Теперь – и в Петербурге

30 мая 2025, 12:52

Персоны

Власти Петербурга решили запретить мигрантам работать таксистами и курьерами. Планируется, что ограничения продлятся с 1 июля и до конца года. Компаниям дадут три месяца, чтобы нанять новых работников. По мнению чиновников, такие запреты позволят повысить безопасность. Их оппоненты утверждают, что цены на такси и доставку взлетят, а жители Северной столицы останутся и без водителей такси, и без курьеров. Мнения выслушал наш собственный корреспондент в Петербурге Олег Яхонтов.

Запрет иностранным гражданам работать таксистами существует во многих российских регионах, и введение аналогичных мер в СПб было лишь вопросом времени. Однако наряду с таксомоторной деятельностью иностранцы в Северной столице с 1 июля не смогут работать еще и курьерами. Причина – несоблюдение ими ПДД, создание аварийных ситуаций и большое количество дорожных инцидентов, участниками которых во многих случаях становились именно мигранты. По мнению директора Института современного государственного развития Дмитрия Солонникова, к мигрантам – слишком много претензий со стороны граждан и контролирующих органов.

СОЛОННИКОВ: Это – безопасность наших граждан. Точно так же, как нельзя, чтобы человек, не прошедший соответствующий квалификацию, работал врачом, предположим, делал операции. Точно так же опасно, чтобы он управлял транспортным средством, в котором мы ездим.

По разным данным, в СПб – около 30 тысяч таксистов и 14 тысяч курьеров. При этом мигрантов в этой сфере – половина. Все они должны быть уволены в течение 3 месяцев. Некоторые эксперты опасаются, что запрет спровоцирует дефицит работников, а цены на такси и доставку резко вырастут. Причем многие водители-иностранцы, по мнению представителя общественного совета по развитию такси по СПб и ЛО Андрея Белова, просто уйдут в "серую" зону, которую вообще сложно контролировать.

БЕЛОВ: Должна быть проведена очень серьезная работа, чтобы эти люди не остались в серой зоне. То есть должны быть серьезные штрафные санкции.

На вопрос, кто же заменит уволенных таксистов и курьеров, эксперты, во-первых, указывают на то, что запрет не касается иностранцев с видом на жительство и разрешением на временное проживание в РФ, а таких в СПб в такси трудится много. Во-вторых, это не коснётся людей со статусом беженца, и, в-третьих, по словам доцента кафедры правоведения Президентской академии в Петербурге Сергея Андрейцо, граждан стран, входящих в Евразийский экономический союз. Это Белоруссия, Армения, Казахстан и Кыргызстан.

АНДРЕЙЦО: Из других иностранцев заменят их, в первую очередь, граждане Киргизии, Кыргызстана, поскольку патент им вообще не требуется, они – таможенный союз ЕАЭС, и они, соответственно, все, что делают, вот это – уведомление работодателя. Естественно, ситуации, когда вы вызываете такси с 1 июля 2025-го, вам сообщают, что машин не будет и никто за вами не приедет, – нет, не будет.

Что же касается курьеров, то если из-за нехватки сотрудников доставка станет дороже, то люди просто от нее откажутся и будут сами ходить в магазины за покупками и в рестораны за едой. В этом случае рынок сам себя отрегулирует.

Помимо запрета иностранцам работать курьерами и таксистами, в городском правительстве разработали новые требования для сотрудников доставки. Это – ограничение скорости движения по городу до 15 километров в час и создание зон, где мобильные курьеры вообще появляться не должны. Также они обязаны носить электронное устройство, позволяющее определять их местонахождение, иметь на одежде, транспортном средстве и сумке единый и уникальный идентификационный номер. Кроме того, городской комитет по транспорту разработает критерии внешнего вида курьеров и их транспортных средств – в срок до 15 июня. Сейчас постановление проходит антикоррупционную экспертизу и может вступить в силу уже с 1 июля и до конца года. Однако Комитет по труду и занятости позже разработает предложение о введении похожих ограничений и на следующий год.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация