Картинка

Авторские материалы Ваш выпускник – в ДТП? Значит, плохо учили

11 июня 2025, 13:29

Персоны

Качество подготовки водителей в автошколах хотят оценивать по аварийности выпускников, в том числе по количеству смертельных случаев в ходе ДТП. Накануне Госдума в первом чтении приняла законопроект, согласно которому МВД сможет разрабатывать показатели эффективности учебного процесса в автошколах. То есть о самих показателях в законопроекте речь не идёт. Лишь поручается их выработать полицейскому ведомству. Так как именно в его ведении находится сдача экзаменов на получение водительских удостоверений, а также статистика ДТП. Фактически речь идёт о создании рейтинга автошкол. Как их собираются оценивать, разбирался Сергей Гололобов.

Планам ввести рейтинг автошкол уже почти полгода. 28 февраля соответствующий законопроект в Госдуму внесло правительство. Анонсируя законопроект, глава кабинета министров Михаил Мишустин пояснил, что, цитата, "качество учебных заведений будет оцениваться по определенным показателям, включая итоги сдачи экзаменов, а также аварийные ситуации, в которых оказались выпускники конкретной школы". В рейтинг МВД планирует включить даже статистику о числе погибших в ДТП выпускников той или иной автошколы. Поясним, что речь идет о молодых водителях со стажем до двух лет. С технической стороны для введения рейтинга автошкол сложностей нет, отметил директор учебного центра компании "Автодром-Тренинг" Вячеслав Максимычев.

МАКСИМЫЧЕВ: В водительских удостоверениях нужно сделать код выданного заключения по ГАИ, к примеру, 0-21. Это будет какая-то школа условная. Соответственно, если происходит ДТП, просто этот код фиксируется. Ну, условно как бы ответственность два года определила МВД, это – ответственность автошколы за своего выпускника. И, соответственно, можно будет уже составить рейтинг по автошколе. Но одновременно, как в Германии сделано, нужен код инспектора-экзаменатора. Потому что он тоже несет ответственность, и право управления дает именно МВД. Автошкола дает профессию.

Вполне логично, представителям ряда автошкол эта идея не понравилась. Они считают, что нельзя проследить точную связь между аварийностью и качеством подготовки. На неё влияет множество факторов – и объективных, и субъективных, включая психические особенности выпускника автошколы, говорит главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей транспортных средств Александр Лыткин.

ЛЫТКИН: Ни одна автошкола не учит пить за рулем, выезжать на встречную полосу движения. То, что касается ДТП, – там куча факторов. И человек может с отличием школу закончить, и с первого раза экзамен сдал, но попал в ДТП, потому что там всегда, так сказать, в одной точке сходятся и погодные условия, и дорожные условия, и социальные, и медицинские, и инженерные. И поэтому, так сказать, обвинять школу в том, что кто-то там попал в ДТП или погиб... Это что, значит, его плохо учили? Тоже некорректно.

Представители ГИБДД на прошедшем в апреле "круглом столе" согласились с тем, что именно их ведомство оценивает и допускает водителя к вождению. Но если у автошкол есть десятки часов, чтобы отработать вождение с кандидатами, то у ГИБДД на всё про всё даётся экзаменационные полчаса. А за это время нет возможности проверить навыки в полном объеме. Достаточно сложно, например, оценить на экзамене знание правил обгона. А это – одна из самых частых причин аварий с погибшими, констатировали в ГАИ. Видимо, все эти спорные темы должны быть отрегулированы к моменту вступления рейтинга автошкол в силу. Причем на основе не одной только аварийности этот рейтинг должен составляться. Так, в Госдуме напомнили, что большинство кандидатов в водители при выборе автошкол ориентируется на стоимость автокурсов и удобство обучения и расположения. Кроме того, чем больше в автошколе обучается курсантов, тем больше, просто по статистике, будет аварий у её выпускников. То есть все эти критерии, по мнению специалистов, также надо включать в рейтинг..

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация