Авторские материалы Учи, студент!
Персоны
Проблему нехватки учителей в школах решат с помощью старшекурсников вузов. Студенты, обучающиеся по непедагогическим специальностям, смогут работать в школах после дополнительного обучение в качестве учителей. Такой законопроект в первом чтении приняла Госдума. Депутаты признают: это – вынужденная мера при остром дефиците кадров. Реальный эффект может дать только повышение зарплат педагогов. Кто и на каких условиях сможет прийти в школы на работу с детьми – узнала Марина Костюкевич.
Требуются учителя физики, химии, математики. В школах, особенно региональных, – острая нехватка учителей естественно- математического направления. Руководство школ вынуждено просить возрастных коллег остаться еще как можно дольше на работе, чтобы закрыть вакансии. По данным Минпросвещения, на 1 сентября прошлого года не закрытыми оставались 18 тысяч 700 вакансий.
Депутаты Госдумы предлагают утолить кадровый голод с помощью студентов-старшекурсников непедагогических специальностей. Т.е. , к примеру, студент 4-го курса физтеха может прийти преподавать физику, студент химического факультета – химию, биологию. Безусловно, после дополнительного обучения основам педагогики. Законопроект, предполагающий поправки к закону «Об образовании», который дает возможность трудоустройства студентов в качестве учителей, уже принят в первом чтении.
Парламентарии признают: это необходимо в данный момент. С этим согласен проректор Московского городского педуниверситета Дмитрий Агранат.
АГРАНАТ: Педагог, который закончил педвуз, безусловно, обладает большими компетенциями, но если говорить о том, как эту проблему решить, то с помощью такой инициативы – я не вижу здесь никакой проблемы. Студент адаптируется, действительно увидит себя в педагогической профессии, пройдет курсы повышения квалификации, курсы переподготовки может пройти – кстати, таких примеров – очень много.
Один из таких примеров – народный учитель России, директор столичной школы номер 548 Ефим Рачевский. Он не педагог по образованию, но добился немало на педагогическом поприще. Он также считает, что студент-физик очень даже будет полезен в роли учителя физики в школе.
РАЧЕВСКИЙ: Практика показывает, что студенты, например, Бауманки лучше информированы в таких сферах, как физика, математика, информатика, но немножко хуже – по теме возрастных особенностей, возрастной психологии, методики и т.д. Если есть базовые знания, компетенции в поименованных областях, то остальное – дело наживное. Мне неловко, но я сам не имею педобразования, но тем не менее кое-что получилось.
Напомним, до 2020 года студенты не имели права преподавать в школах. Затем был принят закон, разрешивший обучать только будущим педагогам. Этой возможностью воспользовалось около 35 тысяч студентов. Теперь привлечь готовы и тех, кто не собирался быть педагогом, но готов попробовать себя на этом поприще. Впрочем, поддерживают инициативу далеко не все. Основные сомнения – в качестве преподавания. Как считают скептики из числа депутатов, не исключены ситуации, когда студент должен будет преподавать школьникам темы, которые он сам еще не изучил достаточно хорошо.
Если разрешат идти в педагоги после 4 курса, это уже – вполне серьезный багаж знаний по предмету. Такой студент гораздо полезнее в школе, чем полное отсутствие учителя – считает Ефим Рачевский.
РАЧЕВСКИЙ: Во-первых, в какой-то степени будет решаться проблема назакрытых вакансий. Второе – есть надежда на то, что физика будет даваться на серьезном и интересном уровне, поэтому, слава Богу, что законодатели взялись за эту проблему и пытаются ее решить.
А как с педагогическими знаниями? Сможет ли человек, настроенный на изучение науки, преподавать ее другим? Педагогического модуля в этом случае недостаточно – считают депутаты, выступающие против этой инициативы. С этим не будет проблем – возражает Дмитрий Агранат. Можно выстроить систему обучения педагогики так, чтобы ее могли осваивать быстро предметники из непедагогических вузов.
АГРАНАТ: Наверное, в школу преподавать не каждый физик пойдет, а именно тот, который по своему складу как-то склонен. Должны быть кадры, которые понимают в этом. Можно заключить сетевой договор с педвузом. Можно набрать кадры себе, чтобы реализовать это, естественно, устроить практику в школе – всё это можно сделать.
Что касается взаимоотношений между учениками и юными педагогами, то здесь как раз – больше плюсов, чем минусов. Например, ученику 10-го класса – 16-17 лет, в то время как преподавать им будет 20-летний. Безусловно, это близость ценностей, они будут лучше понимать друг друга, что пойдет только на пользу, считает Ефим Рачевский.
РАЧЕВСКИЙ: Дети тянутся к тем, кто им ближе по своей возрастной культуре. А что касается идиотизмов, то никто не застрахован, что их будут проявлять люди, оснащенные орденами, званиями, возрастом. Немало таких.
На тезис о том, что привлечение старшекурсников непедагогических вузов – это "иллюзия решения вопроса дефицита учителей вместо его реального решения", сторонники нового подхода подчеркивают: это – вынужденная мера. Реальный эффект, по мнению парламентариев, могут дать только повышение зарплат и улучшение социальных условий педагогов.