Авторские материалы Продукты с уловкой
Персоны
В Госдуме попросили Роспотребнадзор и Федеральную антимонопольную службу проверить практику указания цены за 100 граммов. Народные депутаты откликнулись на многочисленные жалобы граждан, которые недовольны выставлением магазинами цен за условные 100 граммов, вместо килограмма. Речь прежде всего, идёт о фасованных товарах, продаваемых в фиксированной фасовке. О новых маркетинговых ходах хитрых продавцов - Сергей Гололобов.
К пакетам молока по 930- миллилитров, и сливочному маслу по 180 граммов – уже все привыкли, хотя внутренне и ропщем. Но продмаги всё чаще прибегают к новой хитрости – указанию цены за сто граммов. И ладно бы, например, конфеты в россыпь. Тут вопросов нет. Но цену за сто граммов указывают на заводские упаковки, в которых совсем другой вес, положим, 330 граммов. То есть чтобы вычислить реальную цену, надо умножить на три и три. Не каждому по силам без калькулятора. История из форумов. Пожилая дама увидела якобы выгодную цену пачки печенья. Подошла к кассе. Там её огорошили, что это стоимость ста граммов. Пенсионерка логично потребовала тогда вскрыть пачку и взвесить тем самые сто. Кассир конечно отказалась, сказав, что заводскую упаковку вскрывать нельзя. На вопрос – почему на пачку в 330 граммов цена указана за 100 граммов, ответ был – такова команда сверху. Начальство, даже не магазина, а всей торговой сети приказало ценники выставлять на 100 граммов, но при этом пачки продавать целые. Финалом того словесного конфликта стал уход большинства народа из очереди на кассу в знак протеста. Но не все граждане такие солидарные, многие ведутся на маркетинговые уловки продавцов. Расчет на то, что человек, даже узнав реальную цену на кассе, не успеет прийти в себя и отдаст деньги. Уловки эти с точки зрения морали сомнительные, но никаких регулирующих законов на этот счёт нет, отмечает сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.
ЕГАРМИН: Закон это такая штука, она достаточно фундаментальная. В неё нельзя предусмотреть все титры поведения продавцов и предпринимателей. Поэтому конечно в законе не написано – за что должна быть указана цена. Там просто написано, что цена должна быть указана. Ну, можно указать её за 10 граммов, за сто, можно за кг, можно за тонну. Закон это не детализирует. Но есть же привычная система координат – кг, литр, и тд. И когда они указывают за сто граммов, они прекрасно знают, что их цель — это ввести потребителя в заблуждение, сделать иллюзию, что как будто продукт стоит недорого.
Попытка стандартизировать вес продуктов всё же была. Речь правда шла не про сто граммов на ценнике, а о запрете произвольного объема тары. Осенью 23 го Генпрокуратура добилась того, чтобы в ГОСТ, регулирующий фасовку товаров, внесли только круглые цифры весов и объемов. Например, молоко 200 – 250 – 500 – 1000 – 2000 миллилитров. Масло сливочное: 100 – 200 – 250 – 500 граммов. Похожие цифры и по другом социально значимым продуктам. Правда, с тех пор почти ничего не изменилось, пакет молока так и остался, у кого-то 900, у кого-то 930 миллилитров, и ни у кого понятный народу литр. Дело в том, что ГОСТ носит рекомендательный характер, а производители могут свой товар выпускать по ТУ – техническим условиям. Есть и другие способы ухода от регламента. А главное, так и не появилась ответственность за несоблюдение этого ГОСТА, констатирует Алексей Егармин.
ЕГАРМИН: Вопрос к регулирующим органам. Потому что ну достаточно просто всё сделать. Дал производителям месяц, два – три срока для того, чтобы привести упаковки в удобное состояние, понятное, стандартное, и уже с какого-то числа производить продукцию со стандартными данными. Очевидно, произошло такое простое понимание событий. Когда вроде все решили, что надо делать. Потом, те, которые должны были делать, на это наплевали, и продолжают себя чувствовать безнаказанно. Вот и всё. То есть никакого наказания за это нет. А мы, как потребители, продолжаем испытывать неудобства.
И вот теперь за потребителей вступились в Госдуме. Там попросили уполномоченные органы дать правовую оценку сложившейся практике указания цены за 100 граммов на товарах, продаваемых только фиксированными, не подлежащими делению упаковками. А еще народные депутаты, судя по их заявлениям, хотят подготовить новый закон, который будет называться – О честной цене. В нём юридически утвердят макет честного ценника. Он должен включать две обязательные графы – цена товара за упаковку и цена товара за литр/килограмм/штуку. По словам народных избранников, использование такого ценника позволит избежать манипуляций и введения потребителей в заблуждение.