Авторские материалы Наказывать рублём или помогать не становиться жертвой?
Персоны
За травлю человека обидчика будут наказывать рублем. В Госдуме разработали законопроект, который предполагает взыскания до 500 тысяч рублей за буллинг и кибербуллинг. Новая инициатива призвана защитить не только детей, но и взрослых, которые могут столкнуться с травлей на работе. При этом, если агрессору нет 16 лет, ответственность будут нести его родители или опекуны. Однако эту инициативу поддерживают не все. Противники идеи уверены: штраф не решит проблему. Параллельно группа депутатов предлагает ввести профилактические меры травли несовершеннолетних. Закон должны принять до конца этого года. Юристы, в свою очередь, предупреждают: факт постоянных унижений доказать в суде будет непросто. О возможном решении проблемы буллинга и кибербуллинга в России – Марина Костюкевич.
Униженных и оскорбленных защитят по закону. Агрессор должен заплатить серьезный штраф, который остановит его от последующих нападений на жертву. В этом уверены авторы идеи – депутаты Госдумы. Они предлагают ввести в КоАП отдельный состав правонарушений под названием «Травля». Причем, речь идет не только о школьниках, но и о взрослых, которые могут столкнуться с травлей на работе. Если же обидчику нет 16, отвечать будут его родители или опекуны. Взыскать могут до 50 тысяч рублей – с физических лиц, и до 500 – с юридических.
Такой подход разделяют не все. Параллельно группа депутатов готовит законопроект по профилактике травли несовершеннолетних.
Юристы также сходятся во мнении, что наказывать после систематических публичных унижений, тем более, не виновника, а его родителей, это не метод. Эффект окажется либо нулевым, либо обратным, говорит адвокат Виктория Данильченко.
ДАНИЛЬЧЕНКО: Получается, что хулиганит ребенок, а привлекается к административной ответственности родитель. Это очень странно. Потому что ответственность возникает у каждого человека своя. К административной ответственности привлекаются лица, достигшие 16 лет. А если это – подросток 12-13 лет? Я сейчас говорю про природу права. Но и не поддержать другую сторону я тоже не могу.
А как показал опрос ВЦИОМ, жертв буллинга – немало. С травлей в школе сталкивался каждый четвертый, а каждый пятый – с тем, что травле подвергались его дети или внуки. Проблема буллинга обострилась именно в последние годы, и большая часть жертв травли – молодежь до 24 лет.
Один из важных вопросов в искоренении этой напасти – как доказывать травлю? Даже если все в коллективе об этом знают, не всегда люди готовы становиться свидетелями. Еще сложнее доказывать нападки в интернет-пространстве, говорит Виктория Данильченко.
ДАНИЛЬЧЕНКО: Если мы говорим про открытый буллинг, например, школьный, здесь доказать будет проще, потому что здесь могут быть свидетели поступка, а в Интернете... Сейчас дети продвинуты в этой части. Никто никогда не напишет: "Вася Иванов сделал то-то". Конечно, это будут ники, непонятные ай-пи адреса, т.е. это – большой вопрос, как это будут доказывать.
Психологи и психиатры указывают на то, что даже если агрессор известен и его вина будет доказана, наказать его штрафом для его родителей невозможно. Может сформироваться порочная практика: дети кого-то травят, а их родители за это платят, говорит врач-психиатр Илья Смирнов.
СМИРНОВ: Есть дети, которые не подвластны родителям. Штрафуй родителя – не штрафуй, не факт, что он найдет меры, чтобы ребенок вел как-то себя иначе в школе. Жесткие санкции – это, наверное, не лучший вариант. Тут, скорее, не штрафами надо действовать, а анализом ситуации в семье: почему ребенок склонен к агрессии? Возможно, там в семье неблагополучно, возможно, ребенок видит какие-то конфликты, может, родители алкоголизированы, и на этой почве возникают проблемы.
Жертвами травли, говорят психологи, как правило, становятся тревожные, обидчивые люди, не умеющие выстраивать личные границы, либо не встроенные в коллектив ввиду ментальных особенностей. Потому лучше заранее узнавать об этих проблемах и помогать не стать жертвой. Для этого в школах должны быть психологи. Причем они должны быть высококвалифицированными и подготовленными. Знать не только психонорму и ее вариации, но и обладать знаниями клинической психологии, говорит Илья Смирнов.
СМИРНОВ: Часто жертвой или агрессором буллинга может выступать ребенок, у которого имеются ментальные проблемы. Школьный психолог – это то звено, которое должно в первую очередь обращать на это внимание. И ситуацию оценивать. И ситуацию в классе, и индивидуальную оценку давать каждому ребенку. Поэтому, конечно, школьные психологи должны быть.
В Госдуме готовят законопроект по профилактике буллинга. Документ должны принять до конца года. В чем сходятся все депутаты – это определение понятия травли. Под этим подразумевается «систематическое унижение чести и достоинства другого лица», включая его публичную дискредитацию в интернете, а также плевки, пощечины и неприличные жесты. Сейчас в КоАП прописаны штрафы только за единоразовое унижение чести и достоинства человека. А буллинг – это неоднократные издевательства.
Новая инициатива предполагает, в случае травли ребенка на протяжении долгого времени родители смогут написать заявление в местную прокуратуру с указанием фактов.