Картинка

Авторские материалы "Предъявите... что-нибудь!" Как изменятся правила заселения в отели

17 сентября 2025, 13:15

Персоны

В российские отели можно будет заселяться по водительским правам, загранпаспорту и биометрии. На эту тему готов проект постановления правительства. Пока это только обсуждают. Если документ примут, он вступит в силу 1 марта 2026 года. В документе также могут быть изменения в отношении невозвратных тарифов при бронировании. Как это повлияет на туристов и отельеров, насколько это станет удобнее и какие могут возникнуть сложности, выясняла Марина Костюкевич.

"Предъявите ваш паспорт или водительское удостоверение, или загранпаспорт, или биометрию". Возможно, так вскоре будет выглядеть разговор при заселении в российскую гостиницу. В правительстве рассматривают вопрос о расширении списка документов, подтверждающих личность гостя при заселении в отель.

Как указано в документе, "заселение российских граждан в средства размещения возможно не только по паспорту или документу, удостоверяющему личность военнослужащего, как было ранее, но и по загранпаспорту и водительскому удостоверению". Также заселение «может осуществляться при условии идентификации или аутентификации с использованием единой биометрической системы».

Причем это касается и детей, путешествующих без родителей, если в системе есть согласие на это от его законных представителей.

Иностранцы тоже смогут заселяться в отели с помощью единой биометрической системы при наличии там сведений о них. Это очень удобно и цивилизованно, считает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.

ПРАСОВ: Расширение списка документов – это то, чего отели добивались достаточно давно, потому что регистрация гостей только по российскому паспорту создавала проблемы тем, кто летел транзитом через Москву, например, с загранпаспортом. При задержках рейса они заселиться в российский отель не могли. В целом расширение возможностей заселения по разным документам с точки зрения регистрации – это, безусловно, плюс.

Впрочем, у некоторых отельеров возникли вопросы: а как будут разрешаться конфликтные ситуации, если, например, постоялец нарушил правила проживания, а при заселении предъявил водительское удостоверение? В этом случае его невозможно ни административно наказать, ни досудебно решить вопрос, рассуждает президент Ассоциации рестораторов и отельеров Сочи Анна Нетягина.

НЕТЯГИНА: Как какие-то конфликтные ситуации с гостем решать? Я пока не понимаю. По водительским правам... Чтобы понять, где этот человек зарегистрирован, выяснять его данные, это надо связываться с ДПС, это, в любом случае, только полиция сможет найти. Я даже не смогу на этого человека в суд подать. Потому что у меня нет никаких данных на этого человека, а только автоправа. На административном уровне как я с ним буду решать вопросы?

Безусловно, вводя новые, удобные для гостей, правила, нужно думать и о тех, кто предоставляет услуги – отельерах. Благо технологии не стоят на месте. Все эти вопросы решаются с помощью информационных систем, которые содержат всю необходимую информацию о клиенте, позволяют его идентифицировать, говорит глава Общественной потребительской инициативы, кандидат юридических наук Олег Павлов.

ПАВЛОВ: Можно совершенно спокойно внедрять гибридные варианты, когда, например, потребитель предъявляет права и при этом дополнительно идентифицирует себя через авторизацию на "Госуслугах", предоставляя информацию из своего профиля отельерам, если ему так удобнее в этот момент. Более того, неоднократно обсуждали, что идентификация при заселении будет доступна через мессенджер МАХ, в котором тоже предусмотрена интеграция с "Госуслугами".

Еще одно новшество обсуждаемых правил – тарифы. Прописано: если гость сообщает об отказе до дня заезда, отель должен вернуть все средства. Если позже – может удержать плату за сутки. При невозвратном же тарифе отель имеет право оставить себе всю сумму или ее часть, которую потенциальный гость оплатил при бронировании. Это справедливо, потому что клиент в этом случае платит с дисконтом, говорит Вадим Прасов.

ПРАСОВ: Во многих странах существуют невозвратные тарифы, они дают возможность забронировать номер дешевле. А отелю – знать заблаговременно, что гость заедет. Потому что он заплатил деньги по невозвратному тарифу. Для многих гостей, которые привыкли заранее бронировать и планировать свой отдых, и они понимают, что поездка не отменится и не перенесется, есть возможность заплатить дешевле. Если гость хочет сэкономить, он может взять невозвратный тариф.

Безусловно, подчеркивают юристы, есть исключения: болезнь или смерть самого потенциального постояльца или его близкого родственника, введение режима ЧС или военного положения, мобилизация того, кто забронировал номер. В этих случаях плата возвращается полностью, предоставить документы о вынужденном отказе можно в течение шести месяцев после отказа от брони. И самое главное – у каждого отеля будет возвратный тариф. Т.е. когда средства вернут в полном объеме. Но в этом случае цена – выше. Так что каждый может выбирать, рисковать или нет.

Все эти правила пока обсуждают, причем на самом высоком уровне. Если их примут, отели и их постояльцы будут взаимодействовать по-новому уже с марта будущего года.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация