Авторские материалы Деньги не вернулись? Обращайтесь в банк!
Персоны
В Госдуме предложили сократить срок возврата денег за покупки до 24 часов. Сейчас эта процедура может занимать до десяти дней, из-за чего возникает большое количество жалоб со стороны клиентов. Авторы инициативы уверены, если законопроект вступит в силу, люди будут с большим доверием относится к банкам и их услугам. О том, почему возврат денег занимает так много времени, и что делать, если средства так и не поступили в установленный срок, узнала Мария Глазунова.
Стресс, нервы и вечные проверки: не вернулись ли уже деньги на карту? При покупке они улетают за пару секунд, а при возврате ожидание может затянуться до пары недель. Как итог – негативный опыт и потеря доверия к безналичной оплате и банкам.
В связи с этим в Госдуме предложили установить максимальный срок возврата денег на карту. По мнению авторов инициативы, он не должен превышать двадцать четыре часа с момента совершения покупки.
Депутаты уверены, четкие сроки возврата средств укрепят доверие граждан к банкам и платежным системам; зная, что деньги вернуться быстро, люди будут охотнее пользоваться банковскими картами. Клиенты почувствуют, что их права защищены, ведь им не придется переживать, что их деньги пропали на неопределённый срок, особенно если это была крупная сумма. А ускорение финансовых операций повлияет на дальнейшее развитие цифровой экономики страны.
Но почему же сейчас возврат – это такой долгий процесс? Происходит это из-за особенностей банковской системы.
При покупке система проверяет, есть ли деньги на вашем счету, и блокирует нужную сумму. А после банк, выпустивший карту, и банк, обслуживающий магазин, обмениваются информацией и одобряют оплату. Все эти процессы автоматизированы и потому данные передаются мгновенно.
При возврате всё немного сложнее. Магазин отправляет запрос своему банку, затем со счёта магазина деньги возвращаются в банк покупателя, только после этого средства зачисляются обратно на карту. На каждом этапе возможны задержки: банки обрабатывают такие операции пакетами, а платёжные системы устанавливают технические сроки перевода. Кроме того, банки не проводят такие операции в праздничные и выходные дни.
Если списанные с карты деньги не вернули в течение 10 дней, можно предпринять следующие шаги.
Первым делом необходимо подать заявление в банк. В нем предоставить доказательства в виде выписок по счёту, смс-уведомлений и скриншотов всех проделанных операций. В случае если списание произошло по вине банка, можно обратиться напрямую в его отделение, подать письменную претензию или сформировать онлайн-обращение через "личный кабинет". Такое заявление обычно рассматривается в течение тридцати рабочих дней. Если банк отказывается возвращать средства, можно подать жалобу в интернет-приёмную или по телефону "горячей линии" Центрального банка.