Авторские материалы Не в ГАИ, а в ГЛОНАСС: чем помогут обновлённые правила использования алкозамков
Персоны
В России обновили правила к автомобильным устройствам, которые не позволяют нетрезвым водителям запустить двигатель транспортного средства. Согласно поправкам, так называемые алкозамки будут передавать информацию о тесте севшего за руль человека не его работодателю или в ГАИ, а в систему ЭРА-ГЛОНАСС. Помимо этого, не исключено, для некоторых категорий транспорта наличие алкодатчика в перспективе могут сделать обязательным. Подробности выяснил наш корреспондент Олег Яхонтов.
Дискуссии о широком использовании алкозамков идут последние 15 лет, за которые устройства стали удобнее, дешевле и эффективнее. Но, главное, в 2023 году появился стандарт с требованиями к приборам. В нем отмечено допустимое время на проверку водителя, диапазон измерений содержания алкоголя и другие параметры. Если есть отклонения, то, по словам представителя компании-производителя алкозамков Виктора Першикова, автомобиль не заведется.
ПЕРШИКОВ: Он нужен, чтобы перед началом движения водитель смог определить свое состояние. Состояние алкогольного опьянения определяется, как 0.16 мг на литр. Превышение этого параметра запрещает движение, то есть глушит двигатель.
При этом личность водителя определяется по биометрии через камеру. Затем все сведения передаются в отдельную базу данных, так называемую платформу верхнего уровня, а также – «внешнему потребителю», то есть работодателю, если это, например, такси или общественный транспорт.
Теперь же специалисты научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института предложили доработать саму систему сбора данных, которая, по их мнению, должна работать на базе системы ЭРА-ГЛОНАСС, к которой подключены т.н. тревожные кнопки, установка которых обязательна для всех автомобилей, продающихся на территории России. Помимо этого, эксперты предложили скорректировать пороговые значения и привести их в соответствие с требованиями закона. То есть запуск мотора невозможен, если в выдохе водителя будет более 0,16 мг этанола на литр воздуха. Однако пока изменение стандарта ни на что не повлияет, поскольку алкозамки используются точечно лишь в виде эксперимента, хотя, по мнению автоэксперта Игоря Моржаретто, могут применяться сразу в нескольких видах коммерческих ТС.
МОРЖАРЕТТО: Допустим, те же самые автомобили каршеринга, где велика возможность того, что человек сядет в не очень трезвом виде, потому что он думает: "Машина – ничья, никто меня не видит, вот я и сяду". Может быть, такси.
Но для массового применения алкозамков необходимо менять законодательство, а представители таксопарков вообще считают меру избыточной. Ведь в системе общественного транспорта существует обязательный предрейсовый медосмотр, в ходе которого проверяется в том числе трезвость водителя. По мнению автоэксперта Антона Ануфриева, имеют значение и расходы, например, каршеринговых компаний, которых обяжут устанавливать такие устройства.
АНУФРИЕВ: В первую очередь, это вопрос денег, потому что устройство стоит дорого, и сюда мы добавим еще и стоимость обслуживания. То есть это повысит стоимость услуги каршеринга. Конечно, это плохо и для бизнеса, и для пользователей. Второй момент: нет закона, который бы обязывал все компании каршеринга устанавливать это.
По словам экспертов, ГОСТ, определяющий требования к алкозамкам, разработан на перспективу. Три года назад мировой опыт по использованию таких устройств оценили в Научном центре безопасности дорожного движения МВД РФ. Идею сочли здравой, но отметили, что пока ни в одной стране мира эти технологии до конца не внедрены.