Авторские материалы Нарушил из-за ям: будут ли штрафовать
Персоны
В Госдуме хотят отменять штрафы водителям за нарушения из-за ям на дороге. Соответствующее обращение депутаты направили премьеру Михаилу Мишустину. Поправки, в случае принятия, внесут в КоАП. Тему продолжит Сергей Гололобов.
Частая ситуация. Машина из-за ямы вынуждена пересечь сплошную, и это как бы нарушение попадает в объектив уличной камеры. Еще варианты – выезды за стоп-линию, обочину и на встречную полосу. И не только, кстати, ямы тому причиной. Могут быть, например, снежные заносы, гололёд, ведущиеся дорожные работы. А после автовладельцу приходит "письмо счастья". Но он же не виноват: что ему оставалось делать? Для защиты своих прав ему приходится начинать споры, предоставлять видео доказательства и, прежде всего, съемку регистратора.
Да и офлайновые инспекторы ДПС, если увидят такое нарушение, нисколько не сомневаясь, выпишут протокол и, в лучшем случае, предложат водителю доказывать наличие препятствия уже в судебном порядке. Причем тяжба не факт, что закончится положительно для водителя. Формально нарушение-то было. Сейчас же в Административном кодексе нет нормы, которая позволяет автоматически учитывать наличие дорожного препятствия (например, ямы) при вынесении постановления о нарушении. Соответственно, нет и каких-либо исключений на случай вынужденного объезда препятствия, в результате чего камеры выписывают штрафы, даже если на снимках очевидно присутствует помеха на дороге.
И вот теперь на защиту автомобилистов решили встать депутаты. Они написали обращение главе правительства. "Считаем необходимым закрепить в КоАП норму, согласно которой наличие на дороге ямы либо иного препятствия автоматически отменяет штраф за нарушение ПДД", – сказано в документе. Наличие в КоАПе такой нормы позволит восстановить баланс между формальным исполнением ПДД и здравым смыслом в дорожных ситуациях, а также повысит доверие к системе дорожного контроля и судопроизводства, отметили парламентарии.
Надо отметить, что у специалистов есть сомнения в практической реализации программного стопорения выписки "писем счастья" при наличии ямы. Как дорожная камера поймет, что перед ней – именно яма, а не просто потемнение дорожного плотна? Надо чтобы структура, обслуживающая камеру, например, ЦОДД, глазами её сотрудников выявила наличие провала в асфальте. А в автоматическом режиме это – нереально, убеждён автоюрист Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Потому что как вы докажете без обращения в суд либо высшему должностному лицу, что там была яма? Это практически нереально. Поэтому автоматический процесс отмены, я думаю, технически нереализуем. Надо тогда какую-то сделать программу, которая просто будет автоматически отключать камеру и подавать сигнал в ГАИ для того, чтобы она выявила эту неровность и привлекла виновного к ответственности, чтобы они быстро устранили, чтобы данного препятствия больше не было.
Положим, поправки в КоАП приняли. Хитрые автомобилисты-нарушители смогут повернуть эту законодательную новацию в свою сторону, опасается Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Или, наоборот, мы перевернем систему с ног на голову. И водители всегда будут ссылаться, что "я выезжал на встречку из-за объезда ямы", либо там "совершил обгон", либо "перестроение, так как там была какая-то неровность". В этой ситуации нужны какие-то объективные доказательства. Какие это могут быть доказательства? Только если сотрудник ГАИ реально выявил эту неровность либо яму и занёс в соответствующий документ.
Напомним, что на днях депутаты отметились еще одной похожей инициативой. Тогда они направили обращение уже министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву. Предложили ему не штрафовать водителей за вынужденное нарушение правил остановки из-за дорожного затора. Речь идёт о торможении скорости до нуля под знаком 3.27 «Остановка запрещена» в условиях пробки. Автоматические камеры ошибочно считают стояние автомобиля в заторе под этим знаком за административное правонарушение, вследствие чего граждане получают штрафы. Предложение народных избранников заключается в том, чтобы научить систему фото- и видеофиксации распознавать контекст дорожной ситуации. Таким образом, когда пауза в движении транспортного средства вызвана пробкой или иными, не зависящими от водителя обстоятельствами, такими, как ожиданием сигнала светофора, скоплением машин перед перекрестком, очередью на въезд на парковку и так далее, то такие ситуации не должны классифицироваться, как нарушение правил остановки.