Авторские материалы Скрытые комиссии интернет-торговли: как их увидеть
Персоны
Россияне жалуются на скрытые сборы и комиссии в интернет-магазинах. Недобросовестные продавцы выставляют счет за дополнительные услуги в момент оплаты товара. из-за чего пользователям приходится или платить больше, или отказываться от покупки. По словам экспертов, такие практики нарушают права потребителей. Они считают, что необходимо усилить контроль за онлайн-продажами, чтобы сделать покупку в интернете более прозрачной и безопасной. Подробнее об этом – Мария Глазунова.
Заложил определенную сумму на онлайн-покупки, собрал "корзину", перешел к оплате, а тут – неожиданный сюрприз: необходимо доплатить за доставку, упаковку или сервисный сбор. Таких случаев – немало, в социальных сетях люди все чаще делятся своими историями. Все как один признаются: чувствуешь себя обманутым, ведь никто не предупреждал, что платить придется больше. Выходит, у покупателя только два пути – согласиться и оплатить корзину или отказаться от товаров.
Онлайн-магазины имеют право брать плату за доставку, возврат или, если платформа – зарубежная, взимать комиссию за конвертацию валюты. Однако они должны предупреждать пользователя о дополнительных услугах не на этапе оплаты, а при оформлении заказа.
Иногда магазины намеренно "забывают" упомянуть о дополнительных расходах, надеясь, что клиент, уже потративший время на выбор товаров, не захочет отказываться от покупки в последний момент. Однако такие уловки незаконны и нарушают права потребителей, рассказал президент ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
СОКОЛОВ: Клиенту нужно показывать и раскрывать всю стоимость услуг и, естественно, финальную цену за товар. Если магазин не раскрывает этих параметров, то, естественно, он нарушает законодательство. Такие участники рынка не являются добросовестными продавцами. И, на самом деле, за такие действия существуют достаточно серьезные наказания. Штрафы Роспотребнадзор накладывает и требует компенсировать и стоимость товара, и вернуть все деньги клиенту.
Специалисты считают, что необходимо внести поправки в законы «О защите прав потребителей» и «Об информации». Обязать всех продавцов раскрывать стоимость товара на этапе сбора корзины. А также усилить контроль за интернет-магазинами, чтобы защитить права потребителей и сделать покупку в интернете более прозрачной и безопасной.
Однако президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов считает проблему надуманной. Он объяснил, цена за доставку и сбор продуктов не включается в стоимость товара, так как зависит от многих факторов, поэтому стоимость становится известна только после того, как покупатель вводит адрес доставки, пояснил эксперт.
СОКОЛОВ: Действительно, дополнительная плата может взыматься за сбор заказа, например; в основном это применяется при заказе продуктов, за доставку. В стоимость товара она не включается, потому что может отличаться от разных регионов в зависимость от удаленности населённого пункта, от того, курьерская это доставка или доставка выдачи заказов, в зависимости от того, какая логистическая компания оказывает услугу.
Но если после оплаты вы заметили, что сумма товара оказалась больше, чем должна была быть, – всегда можно сделать возврат, объясняет Артем Соколов.
СОКОЛОВ: Если вдруг, по какой-то причине клиент столкнулся с ситуацией, в которой, может быть, рассчитывал на одну стоимость, по какой-то причине не посмотрел на то, сколько он денег платит, и нажал кнопку, то в течение семи дней всегда можно отказаться от заказа, и у клиента есть полное право вернуть все деньги и товар обратно. В онлайне в этом плане гарантия – стопроцентная.
Чтобы скрытые комиссии не стали для вас сюрпризом: внимательно изучайте условия заказа перед его подтверждением. Обращайте внимание на отзывы и репутацию продавца. Проверяйте итоговую сумму заказа перед оплатой и всегда читайте мелкий шрифт перед покупкой.