Картинка

Авторские материалы Штрафовать за отсутствие ОСАГО будут один раз в сутки

13 ноября 2025, 13:33

Персоны

Штрафы с дорожных камер за отсутствие ОСАГО будут рассылать не чаще чем раз в сутки. Такой законопроект Госдума приняла в первом чтении. Нововведение должно вступить в силу в ноябре будущего года, когда заработает сама система автоматической фиксации наличия полиса автогражданской ответственности. Напомним, по КоАПу штрафы за управление автомобилем без ОСАГО: 800 рублей за первое нарушение, и 3-5 тысяч за повторное в течение года. Тему продолжит Сергей Гололобов.

Техническая возможность фиксировать отсутствие ОСАГО есть. Этим занимаются те же самые камеры, что следят за скоростью и выездом на красный. К ним теперь добавят новый функционал – проверку автогражданки. Но одной из проблем на пути её внедрения была правовая. КоАП позволяет штрафовать столько раз, в том числе и за отсутствие ОСАГО, сколько раз нарушение зафиксируют. Но сейчас это может делать только оффлайновый инспектор ДПС, лично, во время остановки машины на дороге. Вероятность, что тебя физически остановят много раз за одну поездку, крайне низка. Между тем, камер автомобиль проезжает десятки, соответственно десятки раз они отсутствие ОСАГО и выявят. Но превратиться в штраф оно сможет только один раз в течение 24-ёх часов. Соответствующие поправки в КоАП приняла Госдума в первом чтении. Действовала по аналогии со статьёй административного кодекса об отсутствии техосмотра. Это нарушение считается длящимся. Его невозможно устранить на месте. На этот счёт в КоАПе есть примечание, что за непройденный техосмотр штраф только один раз в сутки. Теперь тоже самое будет и за отсутствие ОСАГО. Далее необходимо понять, в какой момент это первичное нарушение перерастает в повторное, с более высоким штрафом. По логике, сразу на следующий день после первой фиксации. Но нет. Не стоит забывать про десятидневный, а реально и больший, период обжалования, отметил автоюрист, адвокат Сергей Радько.

РАДЬКО: Повторным нарушением будет нарушение в случае если по первому нарушению постановление вступило в законную силу и было оплачено. То есть пришел штраф, вы его не оспорили в течение десяти дней, соответственно постановление вступило в законную силу. И если после этого камера зафиксирует нарушение, он будет уже повторным. Если вы его оплатили, в течение года любое нарушение, совершенное, будет считаться повторным. Ну, не десяти дней, а больше. Потому что постановление какое-то время по почте идёт, не у всех они приходят на Госуслуги. Потом дается десять дней на подачу жалобы. Всё это время постановление первичное не считается вступившим в законную силу, а потому лицо не считается привлечённым к ответственности. И поэтому последующее нарушение не считается повторным.

Повторим, что поблажки насчёт одного штрафа в день КоАП даёт пока только в отношении отсутствия ТО, и добавится неимение ОСАГО. Все прочие нарушения можно штрафовать столько раз, сколько автоматических фиксаций будет. Речь, прежде всего, идёт о превышении скорости. В отношении неё никакого понятия "длящееся нарушение" нет, – предупреждает Сергей Радько.

РАДЬКО: Ну скорость это другое нарушение, потому что это нарушение, любое нарушение, характеризуется местом и временем. И поэтому если камеры стоят с интервалом в 500-700 метров, то формально получается, что каждая камера фиксирует нарушение в разных местах. Разное место, значит разное нарушение, поэтому разные штрафы, и они совершенно логичны. Другое дело, что это совершенно не мешает повесить камеры через каждые десять метров. И через каждые десять метров будет тоже новое место и новое нарушение. Но слава богу, пока до этого не додумались.

Неуёмному энтузиазму ГАИ и прочих причастных инстанций по водружению камер на каждых десяти метрах пути препятствует закон о правилах установки средств автоматической фотовидеофиксации, напомнил в эфире телеканала "Россия – 1" автоэксперт, член Общественного совета МВД России Игорь Моржаретто.

МОРЖАРЕТТО: С сентября прошлого года вступил в силу регламент. Теперь в населенном пункте дистанция между камерами, которые фиксируют однотипное нарушение, должно быть не менее километра, а на трассе, за населенным пунктом, не менее пяти километров. Появление камер на наших дорогах привело к снижению аварийности примерно на 30 процентов сразу. Другое дело, что исследования показывают, что человек привыкает уже к камерам.

Хоть правило – на километр населенного пункта одна камера – есть, но в нём присутствует и несколько исключений, чем контролёры разнообразных дорожных нарушений активно пользуются. Поэтому расслабляться автомобилистам не стоит, советуют эксперты. Нет никакой гарантии, что после проезда одной камеры, следующая будет только через километр, а на трассе через пять. Не исключено, что окажется раньше.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация