Авторские материалы До десяти считают люди хорошо
Персоны
Уловки магазинов с «девятком яиц» вместо привычного десятка или недолитой пачкой молока больно бьют по карманам потребителей. Они, как подсчитали в Союзе потребителей России, из-за этого обмана ежегодно лишаются около 1 триллиона рублей. Как утверждают в организации, люди теряют деньги из-за того, что производители и торговые сети не указывают полную цену товаров. Общественники предлагают обязать магазины указывать стоимость продукции в пересчете на стандартизированную единицу измерения – например, за килограмм, литр или десяток. А еще – на ценниках использовать одинаковый шрифт, размер и цвет. Продавцы и производители с этим категорически не согласны, указывая на то, что это – дополнительные затраты, которые лягут на плечи потребителей. О том, как шринкфляция отражается на кошельках покупателей, – Марина Костюкевич.
Лупа, сантиметровая лента, собственный глазомер и знания математики на уровне 1 класса – пожалуй, это главное подспорье перед походом в продуктовые магазины. На полках уже давно красуются привычные товары в привычных упаковках, и даже по привычной цене, только в упаковке – меньше литраж, размер или количество товаров. Или на развесных товарах указана цена не за килограмм, а за 100 граммов. Юридически ничего не нарушено. Но, по сути, потребителя вводят в заблуждение. Благодаря таким уловкам, как утверждают в Союзе потребителей, покупатели могут за год терять больше 1 трлн рублей в совокупности. Общественники направили в правительство предложение: обязать магазины указывать стоимость продукции в пересчете на стандартизированную единицу измерения, говорит глава Общественной потребительской инициативы Олег Павлов.
ПАВЛОВ: Когда есть упаковка, а тот вес, который на ней указан, например, за 100 граммов, а на ценнике указана цена не за упаковку, а за 100 граммов продукта, то очень сложно потребителю эти манипуляции производить, и это – недопустимая практика. И те предложения – они как раз направлены на решение именно этой проблемы. Чтобы если цена указана за 100 граммов, указывалась цена и на кг или упаковку.
Представители торговли уверяют: подсчеты недополученной покупателями выгоды как минимум неуместны и некорректны. Почему же в торговле процветает такое лукавство? Это просто маркетинговый ход, говорит председатель правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.
КАРПОВ: Продукцию производит производитель и занимается ее продвижением. И производитель принимает решение уменьшить, например, объем упаковки. И это – его маркетинговый подход, который ему обеспечивает увеличение продаж.
Допустим, производители исходят из своих интересов. Имеют право. Но почему тогда не пойти на поводу требований покупателей и не указывать на ценниках полную стоимость за стандартный объем, вес, упаковку? Килограмм, литр, десяток. Это – лишняя путаница для тех же потребителей, говорит Андрей Карпов.
КАРПОВ: Чем больше у нас на ценниках будет информации... Насколько будет удобно тому же самому покупателю? Не запутается ли он в конце концов? Говорится, что вроде бы как у нас покупатель даже считать не умеет, давайте ему поможем подсчитать. Наверное, уж совсем так оскорблять покупателя не нужно.
Кроме того, изменение и внесение полной информации на ценник, опять же, увеличит цену товаров. Именно из-за дополнительных расходов торговли на замену ценников, как сейчас предлагают общественники, а ранее – депутаты, и не приняли 2 года назад в Госдуме законопроект об установлении единой цены в килограммах или литрах. Потому что после всех подсчетов стало понятно, что траты на замену ценников продавцы переложат на потребителя, говорит научный руководитель центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
ОСТАПКОВИЧ: Это издержки для торговли, которые лягут в стоимость товара. Некоторые перекосы есть, но вот так бороться, бегать ценники менять... В любом торговом центре около 2, а то и трех тысяч номенклатур товара. Люди все это знают и понимают, что там происходит с ценами, разумные люди все это знают.
В Союзе потребителей указывают: даже если покупатель понимает и знает, он не всегда может четко рассчитать свою выгоду.
Два года назад Генпрокуратура добилась внесения изменений в ГОСТ на пищевые продукты и установки единых требований к их фасовке. Производители сливочного и подсолнечного масел, вермишели, сахара, соли, муки, риса, пшена, черного чая и иных продовольственных товаров первой необходимости, желающие заявить об их соответствии ГОСТу, должны использовать фиксированные значения количества названного товара. Однако соответствие ГОСТу – не обязательное условие. Поэтому компании используют еще одну уловку – они просто не обозначают, что "товар соответствует госстандарту качества". И продолжают наливать 900 мл вместо литра молока или насыпать 900 граммов сахара вместо килограмма. Единственное – "девятков" яиц сейчас на полках практически не встретишь. До 10 наши покупатели считают хорошо.