Картинка

Авторские материалы Шпион взломать машину может. Но всё равно – не до конца

20 ноября 2025, 20:31

Персоны

ЦРУ может удаленно управлять автомобилями по своему усмотрению. По крайней мере, это утверждает один из бывших сотрудников американской разведки. Возможно ли это? И если да, то какие машины находятся в зоне риска? В этих вопросах разбирался Борис Бейлин.

Теоретически злоумышленники могут поставить современный автомобиль под контроль. Не так давно во время испытаний американским инженерам, находившимся в 15 километрах от движущегося автомобиля, удалось перехватить его управление через бортовой компьютер. И остановить машину. Специалисты намеренно искали дыры в системе безопасности компьютера. И нашли их. В итоге автопроизводитель, заказавший эксперимент, отозвал почти полтора миллиона автомобилей на доработку.

Естественно, речь идет только о современных дорогих автомобилях. По сути, они представляют собой компьютер на колесах. Такая машина многое может делать самостоятельно: завестись без ключа, следить за разметкой на полосе во время движения и даже без команды водителя применить аварийное торможение. Именно ее системы уязвимы. В отличие от привычных «аналоговых» автомобилей, уточняет специалист по кибербезопасности Алексей Лукацкий.

ЛУКАЦКИЙ: Премиальные автомобили содержат до 40 процентов электроники и программного обеспечения, на которое возможно воздействовать. Если мы возьмём старые какие-то модели, грубо говоря, «Запорожец» советских времён, то атаковать его по понятным причинам нельзя.

Бывший сотрудник американской разведки Джон Кириаку заявил, что ЦРУ уже разработало систему удаленного управления чужими автомобилями.

КИРИАКУ: ЦРУ разработало возможность удалённого управления вашим автомобилем, взломав компьютерную систему автомобиля, чтобы сбросить вас с моста или чтобы вы врезались в дерево.

По словам Кириаку, сотрудники ЦРУ, взломав компьютерную систему автомобиля, могут получить над ним полный контроль. И, к примеру, сбросить машину с моста или сделать так, чтобы она врезалась в дерево.

Перехватить управления действительно возможно, отмечает автоэксперт Вячеслав Субботин. Однако это касается только отдельных автомобилей.

СУББОТИН: Такое возможно только в тех автомобилях, у которых нет механической связи между рулем и колесами, чтобы отправить машину с моста. Вот "Тесла". Там нет механической связи. Все управляется электромотором. Ты поворачиваешь руль, подаешь сигнал компьютеру, на какой угол ты примерено повернул. И по этому сигналу компьютер определяет, на какой угол нужно повернуть колеса, куда ехать автомобилю.

Подавляющее большинство машин имеет механическую связь между рулем и колесами. И – между педалью и тормозной системой. Поэтому, продолжает Вячеслав Субботин, даже если взломать автомобильный компьютер, все равно останется возможность затормозить или вывернуть руль в нужную сторону.

СУББОТИН: Если неожиданно врываться в эту систему, то да. Ты можешь прозевать момент – вдруг машина у тебя вильнула и стала тормозить или ускоряться. Но для этого есть механическая связь. Машина повезла не туда – нажал на тормоз, она остановилась.

Другое дело, что спецслужбы могут отслеживать движение автомобиля, а если нужно – вскрыть машину в тайне от владельца. Подобные схемы используют и злоумышленники.

Так, у нас за первые восемь месяцев текущего года хакерские группировки совершили более трехсот атак на автомобили, это на 20 процентов больше, чем годом ранее. Причем подавляющее большинство удаленных взломов происходит через Bluetooth. Это позволяет мошенникам удаленно управлять системами автомобиля и угнать машину в удобный момент, когда она находится вне камер наружного наблюдения. Помимо Bluetooth, целью угонщиков являются системы сенсорного слежения, системы автономного вождения. А также так называемый функционал по подписке. Это когда автопроизводитель за отдельную плату может удаленно активировать функцию повышенной мощности.

Но полностью поставить под удаленный контроль большинство даже современных машин еще нельзя, считают эксперты. Если вспомнить «шпионские фильмы», для этого существуют другие методы. Скажем, механическое вмешательство в систему торможения, пока владелец не видит. Тем более, что открутить гайку – гораздо легче, чем писать специальные компьютерные программы.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация