Авторские материалы Новые правила торговли: конкуренция – во главе угла?
Персоны
Для российской торговли приготовили новые правила. Прописали их в Минпромторге, где пока представили дорожную карту из 12 пунктов регулирования работы сетевой розницы и маркетплейсов. В основном они касаются работы онлайн-площадок, которые активно пользуются пробелами в законодательстве. Идея уже вызвала серьезный резонанс в бизнес-среде – многие компании считают, что меры серьезно изменят рынок, и часть из них нуждается в доработке. Как изменится работа маркетплейсов и офлайн-площадок после утверждения национальной модели торговой деятельности, разбиралась Марина Костюкевич.
В последние годы все больше покупателей захватывают интернет-продажи. Это доступнее, шире по ассортименту, выше вариативность цен и в целом удобнее. Сетевая розница тоже пытается включиться в эту игру и создает свои интернет-площадки. Но с развитием такой торговли обнажились проблемы, которые не отражены в законах. Если торговля трансформируется, правила ее работы также должны меняться, рассудили в Минпромторге: там готовят новые правила для российской торговли. После их внедрения работа маркетплейсов и офлайн-площадок должна поменяться.
12 законодательных предложений ведомства на эту тему уже вызвали небывалый резонанс у бизнеса. Там признают, что меры способны серьезно повлиять на рынок, но часть из них нуждается в доработке. Одним из самых обсуждаемых стал вопрос обезличивания пунктов выдачи маркетплейсов. Если сейчас мы повсюду видим вывески с названиями популярных маркетплейсов и знаем их поименно, то после введения новых правил этих названий на пунктах выдачи заказов не будет. Это страшно неудобно для потребителей и самой торговли, считает президент ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
СОКОЛОВ: Это сводит к минимуму контроль качества оказания услуги по выдаче заказов. Компания "Вайлдбериз" не будет знать, сколько отправил в этот пункт заказов "ОЗОН". Может произойти перетарка. Второй вопрос: кто несет ответственность за сотрудников, кому они подчиняются : "Вайлдбериз", "ОЗОНу", "Яндексу"? Кто несет ответственность за корректность приема, трудового распорядка? Кому он подчиняется? У компаний не будет мотивации развивать свои пункты выдачи. Сейчас компании их развивают в селах, деревнях, создают комьюнити для заказов. А все это теряет смысл, если они станут монобрендом или ноунеймом.
Еще одно предложение, встреченное со скепсисом интернет-площадками – закупка маркетплейсами продуктов у производителей для последующей продажи. Сейчас производители напрямую размещают свою продукцию на онлайн-полках. Если новые правила утвердят, это сильно ударит по потребителям, поскольку выбора у них станет меньше, говорит Артем Соколов.
СОКОЛОВ: Ключевым фактором будет широта ассортимента. Когда мы покупателю даем максимально широкий ассортимент, он уже сам голосует за качество, за цену, за скорость своим рублем, поэтому набор параметров у него – шире, а это только хорошо.
В розничной торговле, наоборот, в целом поддерживают введение новых правил и считают, что это создаст единый подход к регулированию розничных и платформенных продаж.
В Минпромторге подчеркивают: пока есть только дорожная карта, новые правила стоит активно обсуждать всем участникам, поскольку главная задача – обеспечить честную конкуренцию на рынке, снизить объемы контрабанды и оборота некачественной или небезопасной продукции, гарантировать доступность социально значимых товаров, а также усилить поддержку малого бизнеса и отечественных производителей. И вот здесь важно не забыть о потребителе и его реальных потребностях и финансовых возможностях, говорит научный руководитель Центра конъюнктурных исследований НИУ Высшей школы экономики Георгий Остапкович.
ОСТАПКОВИЧ: Конкуренция – важнейшее явление торговли, но главным бенефициаром от всех этих изъянов – население. Минпромторг в основном должен держать в фокусе население, чтобы все это уравнивание, конкуренция, нормы, которые будут введены, не ударили бы по населению, что товары будут дороже. Иначе пострадает низкодоходное население. А это – главное, чего нельзя делать.
На пользу потребителей, кстати, работает еще одно предложение Минпромторга – отмена обязанности региональных властей вести базы данных, в которых содержатся сведения о компаниях, прошедших проверку на легальность деятельности. Сейчас включение в такие реестры – это уплата торгового сбора, который потом перекладывается на цены товаров.
Нововведения предусмотрены также для рынков и пивных фестивалей.
Отдельным блоком прописаны меры по снятию избыточных ограничений в отношении работы розничных рынков – им предлагают вернуть инвестиционную привлекательность. Помимо этого, планируют внедрить формат специализированных пивных фестивалей по аналогии с винными. Регулировать их деятельность будет отдельный федеральный закон. Представители индустрии выступают за такой подход, отмечая, что это для них – дополнительный стимул в развитии.