Сильное впечатление Времена не выбирают. Витольд Лютославский и Артюр Онеггер
Персоны
В серии специальных выпусков мы исследуем одну из самых драматичных эпох отечественной и мировой истории – сороковые годы прошлого века.
Как исторические события непреодолимой силы – прежде всего Вторая мировая война – влияют на музыку, на тех, кто её создаёт, исполняет, слушает, и как иногда музыка тоже может оказать своё влияние на исторические события.
Мы уже много раз слышали, как композиторы, жившие во время Второй мировой войны, отзывались на неё в своём творчестве. События непреодолимой силы значительно влияют на музыку. Музыка, в свою очередь, может влиять на наше осмысление этих событий. Судьба Витольда Лютославского в этом контексте уникальна. Он осмыслил свой военный опыт после окончания войны. К сожалению, большая часть его военных произведений сгорела или пропала. И еще один композитор, участник "Французской шестерки" Артюр Онеггер, который также пережил войну. Вся жизнь этого разностороннего музыканта и мыслителя была служением любимому искусству. Ему он отдавал свои разносторонние способности и силы на протяжении почти 40 лет.
Артем Варгафтик: "Вариации на тему Паганини" Лютославского отличаются от всех аналогичных произведений, например, от рахманиновской Рапсодии. У них совершенно иной градус и нерв".
Артем Варгафтик: "Dies Irae, что означает "День гнева". Эта часть представляет собой драму между горем, счастьем и человеком… Стремительные темы не дают слушателю передышки. В конце появляется птица, которая скорее плачет, чем поет".