"Отзвуки театра" с Александром Калягиным Виктор Раков: "На Гамлете свет клином не сошелся"

24 июня 2012, 11:30

Персоны

Народный артист России Виктор Викторович Раков родился в Москве, в школе занимался дзюдо, в старших классах занятия спортом оставил и в 1979-м году после окончания средней школы работал на машиностроительном заводе. Затем поступил в ГИТИС, где занимался на актерском факультете на курсе Владимира Андреева, народного артиста Советского Союза. После окончания Виктор Раков был принят в труппу Московского театра им. Ленинского комсомола, ныне Ленком. Участвовал в спектаклях "Мудрец", "Звезда и смерть Хаокина Мурьеты", "Мистификация". Сейчас занят в постановках "Юнона и Авось", "Шут Балакирев", "Женитьба", "Ва банк", "Пер Гюнт".

Виктор, сейчас ты стал уже одним из основоположников, как я понимаю, театра Ленком. Сейчас театр переживает, в смысле потерь, не лучшие времена. Я понимаю, об этом думает и руководство театра, о том, как укрепить театр, как новую кровь туда влить. А вот как сейчас тебе работается в театре?

ВИКТОР РАКОВ: Если честно, то потери последних лет очень серьезно сказываются на жизни театра и на моей собственной жизни. Потому что, когда есть старшие хорошие и добрые товарищи, за спинами которых ты чувствуешь себя молодым, имеющим возможность сделать какие-то ошибки – и их простят, по вихру тебя поглядят и скажут "ничего, старик, ты еще сыграешь…"

Потом оказалось, что мы "в первой линии" – "мы", имеется в виду и Дима Певцов, и Саша Лазарев, и Андрюша Соколов – и когда не за кого не то что спрятаться, но остались единицы, у кого совета доброго попросить. И на нас смотрит молодежь. Я не ожидал, что это так скоро произойдет. Я думал, что еще сколько-то лет у нас есть в запасе. Уже, к сожалению, нет. Я надеюсь, что мы сейчас себя правильно ведем и мы надежная опора для нашего художественного руководителя.

Я так понимаю, что ты в театре испытал все – и были, видимо, и разочарования, и огорчения, и радости. И как ты чувствуешь себя лидером? Может, конечно, это громко сказано, ты прости – но то что называется, как ты сказал, "в первом ряду". И как теперь ты смотришь на молодежь, как она на тебя смотрит? Что ты ощущаешь, чем ты доволен, чем нет в этом своем положении?

ВИКТОР РАКОВ: Существует, как, наверное, и в любом театре, некая текучка молодежи. Я вспоминаю себя, но, правда, тогда и время было другое – как-то небо было выше, а воздух свежее. Но сейчас молодежь приходит – и есть люди одержимые. И видно, что они заряжены какой-то правильной энергией. И они будут расти, и если будет случай, они выйдут на какой-то другой уровень, потому что они к этому готовы. А есть, к сожалению, молодые артисты, которые находятся в расслабленном состоянии, чего, мне кажется, делать нельзя. Надо быть готовым в любой момент ввестись в любую роль. Чтобы это сделать, надо знать этот репертуар и чего-то хотеть сыграть там. И их, этих людей, не очень уверенных, я думаю, больше половины. К сожалению.

Может это какое-то институтское жизнеощущение, хотя уже началась большая жизнь в хорошем театре, жизнь творческая. И когда ощущение, что ты чего-то хотел сыграть, постепенно уходит – ты уже просто варишься в неком внутритеатральном социуме и тебя это устраивает, то вряд ли эти люди через два, три, пять лет смогут сыграть большую серьезную роль, если они не будут об этом думать и в себе культивировать это, и хотеть этого. Делать творческие заявки, приходить к художественному руководителю и просить их посмотреть.

А ты как-то наставляешь, беседы проводишь, или просто чувствуешь?

ВИКТОР РАКОВ: Во-первых, я это чувствую. Я это вижу. А насчет бесед – да, я общаюсь с молодыми ребятами и девчонками. А молодые – им, условно, от 22-х лет до 30-и, может быть, 40-а лет. Дело в том, что если человек себе отдает отчет в том, какой репертуар он может сыграть, имея внутри необходимую энергию и имея рост, мозги… Да, мне лично когда-то хотелось сыграть Гамлета. И я даже делал самостоятельный отрывок, но потом, через какое-то время я понял, что на Гамлете свет клином не сошелся. Не то что я не могу это сыграть – наверное, могу. Но это требует других усилий, других, видимо, мозгов, которых у меня на тот момент не было. А сейчас, мне кажется, уже по возрасту я не подхожу на эту роль. А молодежи, мне кажется, нужно об этом думать – и чем раньше, тем лучше.

Полностью интервью слушайте в аудиофайле.


/фото serialsinfo.ru/

"Отзвуки театра" с Александром Калягиным. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация