Виражи времени Эти песни любят миллионы
В этом году замечательный композитор, любимый не одним поколением россиян, Александра Николаевна Пахмутова отмечает свой юбилей. От имени программы "Виражи времени" автор сердечно поздравляет ее с этим праздником, желает Александре Николаевне новых творческих успехов, которые вновь и вновь радовали бы всех ее поклонников. Мы предлагаем послушать в записи беседу с выдающимся мастером, проведенную некоторое время назад. Но мысли и суждения Александры Николаевны о времени, о творчестве, высказанные тогда, актуальны и сегодня...
(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)
Александра Пахмутова – народная артистка Советского Союза, лауреат Государственных премий, Герой социалистического труда; ее песни любят миллионы людей. Но вряд ли многие знают, что музыку Аля Пахмутова начала сочинять с трех с половиной лет. И это тоже говорит о ее невероятной одаренности. Но когда и какая песня была первой?
ПАХМУТОВА: Многие музыкальные дети сочиняют в детстве музыку. А первая песня... Как ни странно, – уже началась война, и это были первые песни на замечательные стихи Иосифа Уткина: "Если будешь ранен, милый, на войне" и "Если я не вернусь, дорогая". Я тогда училась в ленинградской музыкальной школе...
Большинство людей связывают имя Александры Пахмутовой прежде всего с песней. Но у нее есть произведения и для симфонического оркестра: "Русская сюита", "Концерт для трубы с оркестром", увертюра "Юность". На музыку Пахмутовой был поставлен балет "Озаренность". По всей видимости, интерес к столь серьезной музыке определялся педагогом Пахмутовой, выдающимся композитором В. Я. Шабалиным. Сама Александра Пахмутова считает, что ей просто посчастливилось получить серьезное и надежное образование в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. Когда она поступила в эту школу, учебу там заканчивали Коган и Ростропович...
ПАХМУТОВА: ... Надо сказать, что все, что мне дала Московская консерватория, пригодилось не только для симфонической музыки. потому что мне посчастливилось писать песни и работать в то время, когда были полеты в космос, новые стройки, потрясающей красоты молодежь. Поэтому я не жалею, что то, чему меня научили, пригодилось и в маленькой песне.
В одном из интервью Александра Пахмутова заявила: "Без мелодического таланта композитору в песне делать нечего". И сама она постоянно подтверждает сказанное. Суждение очень точное: основа самых любимых, самых запоминающихся песен – всегда мелодия... Как работается композитору ныне, когда искусство тоже стало товаром, с экранов несется бездарная какофония, а спрос на глубокие серьезные тексты невелик, и в душе нарастает чувство тревоги?
ПАХМУТОВА: Я отношусь к этому так же, как относится в общем большинство нормальных людей. Я думаю, что понятие "рынок", когда оно связано с искусством, к нему абсолютно неприложимо. Понимаете, что произошло? Деньги вышли из-под контроля. Все возмущаются, ругают рекламу, – но все это можно ругать сколько угодно! Это бесполезно, потому что уже задействован материальный, денежный рычаг: рекламу действительно все ругают, но никто не в силах ее убрать... Поэтому все меньше места остается не только для серьезной музыки, – даже для серьезной песни.
Конечно, это вызывает опасения, тревогу, потому что деньги должны быть под контролем. И некоторые моменты, связанные с духовным лицом нации, с духовным климатом нации, должны стоять над деньгами. Деньги должны этому помогать, – пожалуйста, и мы знаем примеры: когда есть спонсоры – очень хорошо. Но государственный контроль обязан быть, и достаточно всеобъемлющий, тем более в нашей стране с ее потрясающими культурными традициями...
--------------------------------------------------------------------------------
Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка под Сталинградом. Рано, в три с половиной года начала играть на фортепиано и сочинять музыку.
Начавшаяся в июне 1941 года война прервала ее занятия в Сталинградской музыкальной школе. Несмотря на все трудности военного времени, Пахмутова в 1943 году поехала в Москву и была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории.
По окончании музыкальной школы в 1948 году А.Пахмутова поступает в Московскую Государственную консерваторию, где занимается у выдающегося композитора и уникального педагога профессора Виссариона Яковлевича Шебалина. В 1953 году она заканчивает консерваторию, а в 1956 году – аспирантуру с диссертацией на тему "Партитура оперы М.И.Глинки "Руслан и Людмила".
Всю свою жизнь Александра Пахмутова работает в разных жанрах. Ее перу принадлежат и произведения для симфонического оркестра ("Русская сюита", Концерт для трубы с оркестром, Увертюра "Юность", Концерт для оркестра, "Ода на зажжение огня", Музыка для ансамбля колоколов и оркестра "Ave Vita"), и сочинения кантатно-ораториального жанра ("Василий Теркин", "Прекрасная, как молодость, страна", кантаты для детского хора и симфонического оркестра "Красные следопыты", "Отрядные песни").
Александрой Пахмутовой написана музыка к кинофильмам: "Семья Ульяновых", "Девчата", "Жили-были старик со старухой", "Три тополя на Плющихе", "Закрытие сезона", "Моя любовь на третьем курсе", "Полынь – трава горькая", "Баллада о спорте", "О спорт, – ты мир!" (официальная картина, созданная по заказу Международного Олимпийского комитета, посвященная Олимпиаде-80 в Москве), а также к фильмам "Битва за Москву", "Сын за отца"...
Виражи времени. Все выпуски
- Все аудио
- Виражи времени