Виражи времени Издержки свободы
В эту передачу "Виражи времени" автор пригласил человека легендарного, который во времена горбачевских реформ был и народным депутатом Советского Союза, и главным редактором одного из самых прогрессивных и умных журналов – журнала "Огонек" – Виталия Алексеевича Коротича.
Виталий Коротич родился 26 мая 1936 года в Киеве.
Сценарист, поэт, прозаик, публицист. Автор сборников стихов ("Золотые руки" – 1961, "Запах неба" – 1971, "Достоинство" – 1977, "Голоса" – 1984 и др.), повестей ("Такая жестокая память" – 1970, "Метроном" – 1982), романов ("Десятое мая" – 1978, "Лицо ненависти" – 1984).
В годы перестройки – главный редактор журнала "Огонек".
Лауреат Государственной премии СССР (1985).
В 1992 году Виталий Коротич уехал в Соединенные Штаты. Что это было? Протест, горькая реакция демократа первого призыва на происходившее в стране?
Тогда уже было ясно, что к власти приходят другие люди; у Виталия Коротича отделом писем заведовал Валентин Юмашев, который вскоре стал одним из приближенных Бориса Ельцина, и в информации недостатка не было.
Этот период Виталий Коротич определяет как выбор: или попробовать "отрезать кусочек" делимого пирога под названием "Россия", или поехать и честно зарабатывать деньги. Тем более что Коротич был просто завален предложениями от университетов с мировыми именами.
И он стал профессором Бостонского университета, отработав там более семи лет. А кроме того, преподавал в Австралии, Канаде; после Бостонского университета в течение двух лет консультировал Гуверовский фонд в Стендфордском университете в Калифорнии...
Потом Коротич вернулся в Москву и с удивлением прочитал в справочнике, что обосновался в Америке. Об этом Виталий Коротич говорит так: чтобы остаться в США, нужна была "малость" – принять гражданство, а перед этим – присягу. Отречься от всех обязательств по отношению к стране прежнего гражданства и дать клятву, что впредь все решения будут направляться только Соединенными Штатами. Такой клятвы Виталий Коротич дать не мог.
Коротич разработал несколько курсов, связанных с журналистикой, и читал эти лекции не только в университете Бостона. И потому темой для разговора автор решил избрать состояние прессы в России. На этот счет у Коротича достаточно резкое мнение: пресса в России осталась советской... Она так и осталась "пропагандистом, агитатором и организатором", не выполняя одной-единственной функции – информирования читателя. Есть ли в России издание, из которого можно получить информацию без сопутствующих комментариев?
И еще. Не жалеет ли Виталий Коротич о времени, когда общество взахлеб интересовалось литературой и политикой, когда за периодикой выстраивались огромные очереди? Акценты прессы сместились; политическая будуарность, сомнительная пикантность эпизодов из жизни звезд, подробности уголовного разгула. Для этого ли до хрипоты спорили на заседаниях Верховного Совета демократы первого призыва, когда у телевизоров собиралась вся страна, и всем казалось, что долгожданная свобода наконец наступила?
Издержки свободы... И все же: "Каждый выбирает, где ему комфортнее жить. В этом нет ни вины, ни беды. Только вот откуда в нас раболепие по отношению к людям, не желающим иметь с Россией ничего общего? – спрашивает Виталий Коротич. И утверждает: – В новой России нам есть чем гордиться. Хотя бы тем, что мы свободные люди в свободной стране".
Об общественных тенденциях, о путях развития российской и мировой прессы, о свободе печати и отсутствии таковой, о корпоративных интересах и "диктате больших денег" – наш разговор...
(Полная версия программы "Виражи времени" с Виталием Коротичем – в аудиозаписи).
Виражи времени. Все выпуски
- Все аудио
- Виражи времени