По-большому Артур Гаспарян в гостях у Лены Батиновой и Максима Ковалевского
26 марта 2010, 19:05
Персоны
КОВАЛЕВСКИЙ: У нас в гостях сегодня музыкальный критик и журналист Артур Гаспарян. Здравствуйте, Артур.
ГАСПАРЯН: Здравствуйте.
КОВАЛЕВСКИЙ: Расскажите нам, пожалуйста, самое интересное из мира музыки?
ГАСПАРЯН: По крайней мере, сегодня новость дня, самая главная, которая, на мой взгляд, затмила вообще все, все российско-американские переговоры. Потому что появилась информация о том, что, видимо, опять возрождается или может возродиться легендарная группа ABBA.
КОВАЛЕВСКИЙ: С мировым турне, да?
ГАСПАРЯН: Нет, пока не с мировым турне. Это действительно экстраординарная новость. Но она такая вот нечеткая, не артикулировано, что она возрождается. Просто Бенни Андерссон и Бьёрн Ульвеус, мужская половина группы ABBA, сегодня в интервью лондонской газете ╚Таймс╩ на вопрос – а им периодически задавались эти вопросы на протяжении очень многих лет – впервые не сказали ╚нет╩, а сказали: ╚Why nоt?╩ (╚Почему бы нет?╩) И, конечно, вот это ╚Почему бы нет?╩ сегодня взорвало просто музыкальное информационное пространство. И, конечно, пошли уже молнии лететь из Лондона по всему миру о том, что возрождается группа ABBA. Девушки Агнета и Анни-Фрид пока еще ничего об этом не сказали, они это никак не прокомментировали. И поэтому возродится ABBA или не возродится, я не знаю, произойдет это или нет, но, во всяком случае, информационный повод и шум вокруг группы опять возник. А это, конечно, совершенно беспримерный коллектив.
КОВАЛЕВСКИЙ: Им же в свое время предлагали миллиард долларов за то, чтобы они сделали мировое турне.
ГАСПАРЯН: Да, им предлагали миллиард долларов. За миллиард долларов они не собрались, сказав о том, что, в общем-то┘
КОВАЛЕВСКИЙ: Деньги им уже ни к чему.
ГАСПАРЯН: ┘дважды в одну и ту же реку войти невозможно.
КОВАЛЕВСКИЙ: И правильно сказали, между прочим.
ГАСПАРЯН: И что нет никаких поводов и причин группе возрождаться. Но у меня такое подозрение, что вообще-то троица из этой четверки вполне была не прочь за миллиардик собраться. Хотя, в общем-то, они уже в таком положении, когда миллиардом больше, миллиардом меньше – на их материалом благополучии это, в общем-то, никак не сказывается. Они до сих пор в год продают порядка 5-6 миллионов дисков по всему миру. Но таких результатов, по-моему, ни один поп-музыкант не достиг. И они, конечно, уже давно являются классикой музыки, а не просто поп-музыкой. Но тогда вот всю малину им испортила с этим миллиардом недоставшимся Агнета Фельтског. Потому что, в общем, она всегда была камнем преткновения в коллективе.
БАТИНОВА: Черненькая или беленькая?
ГАСПАРЯН: Беленькая, которая была в паре с Бьёрном, который темненький. А Анни-Фрид, черненькая, была с беленьким Бенни Андерссоном.
БАТИНОВА: Вот эти вот блондинки, вот так вот от них всегда идет┘
ГАСПАРЯН: Вот. И они очень плохо расстались в свое время в 1982 году. Были страшные обиды у всех друг на друга, но больше всех обиделась на своих коллег и бывшего бойфренда и мужа Агнета. И Агнета все эти годы с ними не общалась. Даже в 2004 году, когда на ╚Евровидении╩ отмечали 30-летие блистательной победы песни ╚Waterloo╩ группы ABBA, с которой, собственно, началась всемирная слава этой группы. Хотя, я думаю, она началась бы и без конкурса ╚Евровидение╩.
КОВАЛЕВСКИЙ: Вот именно. Более чем уверен.
ГАСПАРЯН: И специально к этому событию они сделали ╚The Last Video╩, такой видеоролик, то есть последнее видео. Вот навсегда, уже все, последнее. Это было очень такое милое видео, где были использованы куколки живые, куклы ABBA, сами музыканты принимали участие, Шер там снималась, в этом клипе. Так вот, для того чтобы снять якобы присутствующую вместе со всей группой в студии Агнету Фельтског, ее снимали отдельно. Она снималась отдельно. И потом путем компьютерного монтажа их соединили вместе, потому что она отказалась даже приезжать и сниматься в этой студии в присутствии ненавистной ей Анни-Фрид и Бенни, Бьёрна.
БАТИНОВА: Ничего себе поссорились!
ГАСПАРЯН: Но потом уже, спустя некоторое время, они появились все вместе, все-таки как-то они уговорили Агнету, когда в Лондоне была премьера мюзикла ╚Mamma Mia╩, они все вчетвером вместе стояли, улыбались, их фотографировали. Первые разговоры о том, что, возможно, все-таки ABBА опять возродится, и были именно тогда, после вот этой знаменитой премьеры ╚Mamma Mia╩ в Лондоне. Но потом это все как-то сошло на нет, утихло. И вот теперь, значит, известные провокаторы Бенни Андерссон и Бьёрн Ульвеус, может быть, они просто решили, конечно, вот такую волну пустить таким вот легким движением руки и заявили – почему бы нет? Под оркестр, хотя бы на одно выступление, может быть, мы и соберемся. Но посмотрим. Если это действительно так произойдет, я думаю, будет уникальное событие нулевых, первого десятилетия нулевых. И, конечно, было бы очень интересно, потому что все-таки группа ABBA – это действительно всемирно любимая группа. И у нас это всенародно любимая группа, и музыка у них замечательная, которую можно слушать так же бесконечно, как можно слушать Моцарта, Бетховена, Генделя и так далее.
БАТИНОВА: И реветь под ╚Dancing Queen╩.
ГАСПАРЯН: Ну, красивая музыка, да. Ничего не скажешь. Так что вот такие новости, музыкальные новости, которые сегодня взбудоражили весь мир.
БАТИНОВА: Отлично.
КОВАЛЕВСКИЙ: Тут же нам написал Сергей из Калининграда: ╚Не надо, пусть ABBA останется той, из детства. Не надо все портить╩.
ГАСПАРЯН: Ну, это правильно. Это бывает, это верно.
КОВАЛЕВСКИЙ: Безусловно, безусловно.
ГАСПАРЯН: Да, конечно, может быть, может быть, и не стоит.
КОВАЛЕВСКИЙ: Но, с другой стороны, если это произойдет┘
ГАСПАРЯН: Может быть, если бы Ромео и Джульетта вовремя не умерли, а поженились бы и прожили большую жизнь, и не было бы этой замечательной истории, да, и, может быть, они были бы ужасной парой.
БАТИНОВА: Да, вот именно.
ГАСПАРЯН: А может быть, они бы и развелись бы, не прожив года вместе в официальном браке. Поэтому, конечно, хорошо то, что было. И вот эта вот легенда, вот этот образ светлый группы ABBA, который остался в нашей памяти. Конечно, может быть, и не стоит уже сейчас вот этой старостью немощной как-то расстраивать всех нас.
БАТИНОВА: Но, с другой стороны, пластическая хирургия не дремлет.
КОВАЛЕВСКИЙ: Не отменяли, да.
ГАСПАРЯН: Знаете, пластическая хирургия все равно видна, как бы красиво это все ни было сделано.
КОВАЛЕВСКИЙ: Но опять же, даже если представить себе, что они все-таки соберутся и сделают мировое турне, я уверен, что будут аншлаги.
ГАСПАРЯН: Ну, это безусловно. Речи о мировом турне не идет.
БАТИНОВА: Конечно, а кто не хочет посмотреть?
ГАСПАРЯН: Речь идет о разовом выступлении. Возможно, на каком-то экстрасобытии, я не знаю.
КОВАЛЕВСКИЙ: На Рублевке здесь.
ГАСПАРЯН: Ну, я думаю, что у Рублевки кишка тонка, мне так кажется. И слава богу, что этого не состоится на Рублевке. Но я думаю, что это будет, не знаю, может, на приеме у английской королевы. Вот это вот вполне возможно.
БАТИНОВА: Да, в июне обычно концерт.
ГАСПАРЯН: Это разовое выступление, как они сказали, под оркестр. Конечно, речь не идет о том, что группа сейчас возобновится и поедет чесом, гастролями.
КОВАЛЕВСКИЙ: Ростов, Астрахань, Урюпинск.
ГАСПАРЯН: Да, да. Традиционный маршрут Элтона Джона.
КОВАЛЕВСКИЙ: Артур, давайте займемся ╚Евровидением╩.
ГАСПАРЯН: А чего им заниматься? Оно есть, оно жило, живо и будет жить.
КОВАЛЕВСКИЙ: Почему до сих пор нет никаких скандалов, связанных с ╚Евровидением╩?
ГАСПАРЯН: Ну, как? Как это нет?
КОВАЛЕВСКИЙ: Есть?
ГАСПАРЯН: Началось же все с дикого скандала. Слушайте, значит, сперва Филипп Киркоров заявил о том, что он написал песни для Димы Билана и они едут на ╚Евровидение╩ с ╚White Nights╩. И я об этом писал в ╚МК╩ огромную публикацию по этому поводу, о том, как Билан увяз в киркоровщине. Вот. А у Киркорова, значит, просыпаются раз в год, к ╚Евровидению╩, композиторские таланты.
БАТИНОВА: Да, в мае месяце.
ГАСПАРЯН: Неожиданно просыпаются. Да. И он сочиняет какие-то песни, вот они уже вроде как собрались ехать. И в последний момент они не собрались ехать. Не знаю, чего они там не поделили. Вот. Но в итоге заявка была снята.
КОВАЛЕВСКИЙ: А скандал-то в чем был?
ГАСПАРЯН: А скандал в том, что сперва собрались, а потом отказались.
КОВАЛЕВСКИЙ: Ну, это не скандал.
ГАСПАРЯН: Как это? Это очень большой скандал.
БАТИНОВА: Во-первых, то, что Дима Билан заболел болезнью Филиппа Киркорова.
КОВАЛЕВСКИЙ: Это что, он начал расти?
БАТИНОВА: Это то, что ты всегда хочешь попасть на ╚Евровидение╩. Каждый год одно и то же.
ГАСПАРЯН: Нет, ну, вы понимаете, страна уже просто настолько возбудилась, когда выяснилось, что Дима Билан в третий раз едет на ╚Евровидение╩, что уже стали на все лады обсуждать, надо это, не надо. Ну, так же, как это обсуждали и второй раз, надо это или не надо. И у каждого были аргументы ╚за╩ и ╚против╩. И вот я все эти аргументы, тоже участвуя, будучи человеком, неравнодушным к судьбе ╚Евровидения╩, к судьбе Димы Билана на ╚Евровидении╩, я, соответственно, тоже это все обсуждал, мы все это перетирали. И вдруг такой страшный облом буквально за несколько дней.
КОВАЛЕВСКИЙ: Кошмар!
ГАСПАРЯН: Обидевшийся на всех, по-моему, на всех абсолютно, на весь мир и на Яну Рудковскую с Биланом, Филипп Киркоров, значит, отзывает эту свою песню. И Билан в третий раз не едет. А я уже предложил Билану сделать такой ╚прощальный тур Аллы Пугачевой╩. То есть прощальный тур Билана на ╚Евровидении╩. Приехать и сказать: ╚Вы знаете, вот такая красивая сказка была в моей жизни. И вот я такой большой фанат, и вот эта атмосфера, я не мог не приехать, чтобы вот теперь со всеми вами окончательно навсегда распрощаться╩.
КОВАЛЕВСКИЙ: И занять место ╚один VIP╩ какой-нибудь.
ГАСПАРЯН: И ╚Евровидение╩ бы рыдало, и все бы умывались слезами восторга. Но, увы. И вот в этом уже был определенный скандал. А потом появился музыкальный коллектив Петра Налича. И, собственно говоря, настолько интеллигентный коллектив, что ни один скандал к нему не прилипает. И мне кажется, что да, как-то все вот так выбрали Налича и, по-моему, уже даже забыли, что у нас Налич едет на ╚Евровидение╩. Вот, собственно говоря, почему не было скандалов. Потому что не было Филиппа Киркорова с Димой Биланом. Поэтому и скандалов не было.
КОВАЛЕВСКИЙ: А как вам выбор россиян?
ГАСПАРЯН: Меня выбор россиян немножко удручил, если честно. Я уже об этом много где говорил. То есть здесь как бы, с одной стороны, мне совершенно не стыдно за коллектив Петра Налича, в отличие от прошлого года, когда мне было безумно стыдно вот за эту чудовищно ужасную Приходько.
КОВАЛЕВСКИЙ: Ой, ой, подождите! Что ж такое, чем вам Приходько-то не понравилась?
ГАСПАРЯН: А, еще раз сейчас пройдемся по всей этой истории? Значит, есть два момента. Я могу очень подробно. Вы хотите потратить на это время? Если коротко. Значит, два момента. Очень сомнительный профессиональный уровень – раз. И очень сомнительная репутация у девушки – два, которая позволяла себе публичные пронацистские, расистские высказывания, националистические высказывания. И негры ей были нехороши, и, значит, Гитлер был в чем-то прав в своей арийской политике. И так далее, и так далее. Ну, человек с подобного рода репутацией┘ Это ее личное право, она может что угодно говорить, не говорить – но если человек уже запятнан подобного рода публичными высказываниями, на мой взгляд, Максим, этот человек под флагом России не имеет права выступать на международном конкурсе. Вот, извините, это моя точка зрения. Ну, и, конечно, вот эта чудовищная песня ╚Мама╩. И мне казалось, в общем-то, что логично было бы, конечно, учитывая, что Приходько состарилась на сцене (вы помните ее клип), отправить теперь уже такую коллективную Приходько, группу ╚Бурановские бабушки╩. Это было бы очень логичное развитие. Но ╚Бурановские бабушки╩ не прошли. Хотя я считаю, что как раз ╚Бурановские бабушки╩ на ╚Евровидении╩ и в контексте ╚Евровидения╩, учитывая все тренды, которые там актуальны, популярны, вокруг которых обычно идет какой-то разговор, вот они бы были там абсолютно уместны. И это был бы очень креативный номер от России. Но победил Петр Налич, который у меня как музыкант, как профессионал абсолютно не вызывает никаких вопросов. Более того, я совершенно понимаю, почему проголосовали за него. Потому что я, например, не понимал, кто это проголосовал за Приходько в прошлом году. Так красиво были все эти выборы, правда, обставлены. Здесь у меня нет сомнений, что за Петра Налича проголосовали, потому что это популярный музыкант, это представитель нового поколения интернет-музыки. У него огромный был всплеск. Это человек, который, кстати, на Рублевке, у клиентов Рублевки пользуется очень большой популярностью. И он просто ездит, как говорится, не вынимая по стране. У него заказ за заказом, концерт за концертом. И мне было понятно, что на той ╚поляне╩ у него практически не было конкурентов. Естественно, народ же ведь голосовал, понимаете, не за артиста, который поедет на ╚Евровидение╩. Они просто голосовали за популярного исполнителя. Вот популярным исполнителем оказался в этой ситуации Петр Налич. И честь ему и хвала. И я его обожаю. Его ╚Gitar╩ я слушал, когда она появилась в Интернете, буквально по несколько раз в день. Но я не совсем понимаю, что Петр Налич будет делать на ╚Евровидении╩ и кому он там нужен. Вот тут у меня возникает большой вопрос.
КОВАЛЕВСКИЙ: Артур, а голосование можно подстроить?
ГАСПАРЯН: А у вас здесь по соседству сидит телевизионное руководство, у него спросите. Откуда я знаю.
БАТИНОВА: Да, правда, поднимись на четвертый этаж.
ГАСПАНЯН: Тут два этажа наверх, и вам все расскажут.
БАТИНОВА: И у нас будет вакансия.
КОВАЛЕВСКИЙ: Секундочку, как вы думаете, когда Валерия пролетела┘
ГАСПАРЯН: Подстроить можно все.
КОВАЛЕВСКИЙ: Все можно подстроить. Просто, когда Валерия пролетела, сразу говорят: подстроили.
ГАСПАРЯН: Я говорю о своих, как бы, ну, вы понимаете, как говорится, не первый год замужем. Ну, не первый год я в шоу-бизнесе. Может быть, у меня нет конкретных доказательств, не было ни в прошлом году, ни в этом. В прошлом году у меня не было конкретных доказательств, когда я утверждал, что выборы Приходько весьма сомнительны. В этом году у меня нет доказательств, когда я утверждаю или высказываю свое мнение о том, что выборы мотивированы. Но, вы понимаете, нам 11 октября прошлого года тоже рассказывали, что ╚Единая Россия╩ собрала 70 или 80 %. Но все же прекрасно все поняли. Но все прекрасно поняли. И поэтому чего уж играть и из себя строить каких-то там девственниц? Правда?
КОВАЛЕВСКИЙ: Наверное, правда.
БАТИНОВА: Выбор отличный, мне кажется.
ГАСПАРЯН: Нет, просто с Петром Наличем что? Вот была приблизительно такая же история в 2008 году в Белграде, когда у нас там блистательно победил Билан, французы выставили, такой был Себастьян Телье, тоже вот такой эстетский эпатаж, вот эта музыка Pinups, там, 60-70-е годы. Вот весь он такой из себя. В общем-то, у журналистов он получил очень хороший прием. Но 19-е место у человека, потому что, в общем-то, эта история – это немножко другой устав, для другого монастыря. Причем его месседж все-таки был более понятен европейской аудитории, чем месседж и послание Налича, потому что он хорошо понятен русской аудитории. Но русская аудитория не будет голосовать сейчас на ╚Евровидении╩ за своего исполнителя. А европейская публика, европейские фанаты ╚Евровидения╩, они не знают этого бэкграунда Налича с песней ╚Gitar╩, со всей этой историей, которая два года назад происходила. И когда появится вот этот человек с достаточно странной песней, странным поведением и странным посланием, которое он покажет на сцене ╚Евровидения╩, в общем-то, не зная всей этой подоплеки, люди, конечно, не поймут, что это.
КОВАЛЕВСКИЙ: Объясните мне, почему тогда выиграла страшная лесбиянка из Сербии?
ГАСПАРЯН: Бесподобная песня, во-первых, я считаю. Прекрасное исполнение. Восхитительно поставленный номер. Вот эта подоплека лесбийская, кстати, гомосексуальная подоплека, которая вообще очень популярна на ╚Евровидении╩, вот эта игра в политкорректность. И тут выходит вот эта Мария Шерифович, и вокруг нее вот эти блондинки шикарные в мужских костюмах а-ля Марлен Дитрих. И, в общем-то, она прекрасно спела балладу. И я вам могу сказать, что она выиграла совершенно заслуженно. Это была действительно очень хорошая песня. И она была в Хельсинки в 2007 году наряду с Веркой Сердючкой одним из таких вот топовых персонажей, о ней начали говорить сразу, как только она там появилась. А вам что, не понравилась Мария Шерифович?
КОВАЛЕВСКИЙ: Мне лично не понравилась.
БАТИНОВА: Мне лично понравилась.
КОВАЛЕВСКИЙ: Более того, есть еще одна версия ее победы – что победило гомосексуальное, лесбийское сообщество всего мира, Европы.
БАТИНОВА: Даже если и так, и что?
ГАСПАРЯН: Вы понимаете, как оно там победило, гомосексуальное или лесбийское сообщество┘ Во-первых, это, наверное, не та арена, где надо побеждать гомосексуальному и лесбийскому сообществу. Но в свое время Алла Пугачева, которая участвовала в ╚Евровидении╩ и ничего не получила, то есть, получила 15-е место, в интервью, в скандальном интервью, которое она мне давала для ╚Звуковой дорожки╩┘
КОВАЛЕВСКИЙ: Почему скандальное?
ГАСПАРЯН: Потому что в 1999 году сюда приезжал гей-хор из Лос-Анджелеса, гей-хор, и в зале Чайковского она с этим гей-хором выступала, если вы помните, пела песню ╚Белый снег╩. И по этому поводу, вообще по поводу Аллы – Алла же у нас считается гей-иконой такой, да, вот как бы считается, что Алла – гей-икона, – и было опубликовано в ╚МК╩ большое интервью под заголовком ╚Все геи мира принесут мне по кусочку хлеба, если вдруг у меня не будет денег╩, – сказала Алла Борисовна. Потому что она тоже признала, что гей-икона, у нее вот эти взаимоотношения с гей-сообществом давно продолжались и имели еще давнюю историю, когда Якоб Далин, известный шведский продюсер, очень любивший Аллу, всячески ей помогал.
КОВАЛЕВСКИЙ: А, это ╚Лестница Якоба╩, да?
ГАСПАРЯН: ╚Лестница Якоба╩, да. И он ей тогда устроил вот эти вот знаменитые шведские гастроли, в 1990 году он умер от СПИДа и, умирая, оставил Алле завещание, где, значит, было три пункта: что Алла должна выйти замуж за гея, должна спеть с геем и третье, я не помню, что-то она должна была┘ а, и выступить на ╚Евровидении╩. Ну, вот на ╚Евровидении╩ она выступила, спела с гей-хором из Лос-Анджелеса. Насчет третьего пункта – выйти замуж за гея, на напрямую поставленный ей вопрос она как-то уклонилась от ответа, вышла все-таки она или не вышла замуж за гея. Может, уже успела развестись, я не знаю. Но вот это как-то история умалчивает. По крайней мере, однозначных трактовок на эту тему нет.
БАТИНОВА: Я просто не понимаю, зачем вот так притягивать все время?
ГАСПАРЯН: Пугачева Алла сказала, что: ╚Я когда поехала на ╚Евровидение╩, – вернемся к нашим баранам, – я должна была победить╩. Я говорю: ╚Почему победить, Аллочка? Откуда такое было убеждение, что вы должны были победить?╩ Она говорит: ╚Потому что я была символом всего мирового гейства, и это все шло от Якоба Далина. И за меня, конечно, должны были проголосовать все геи мира, потому что ╚Евровидение╩ вообще популярно у гей-комьюнити, как такая субкультурная вещь, субкультурная история. Но тут вмешалась политика, и поэтому мне не дали. Был страшный, – говорит Алла, это не я говорю, Алла говорит, – страшный был скандал╩. Вообще, конечно, все гей-лобби мира страшно возмутилось, по словам Аллы и по ее утверждению. Это все напечатано в ╚МК╩, можете почитать. Этим интервью до дыр зачитывалась вся страна, и даже его перепечатали, фрагменты из него, в крупнейшем американском гей-издании – глянцевом журнале ╚Адвокат╩. Значит, гей-сообщество возмутилось, и в качестве компенсации за то, что гей-сообществу была нанесена такая страшнейшая пощечина невыдвижением Аллы Пугачевой на первое место на ╚Евровидении╩, на следующий год победила Дана Интернешнл из Израиля. Поэтому Дана Интернешнл должна быть обязана Алле Борисовне, собственно, за то, что она победила. Понимаете? Потом была другая история с группой ╚Тату╩, которая поехала, а уж они какими были символами, никакая Мария Шерифович┘
КОВАЛЕВСКИЙ: Тут было ясно, что это игра. Тут было понятно, что это игра.
БАТИНОВА: Не было. Тогда не было понятно.
ГАСПАРЯН: Тогда это не было понятно. Ребята, я все это очень хорошо помню.
КОВАЛЕВСКИЙ: Рыбак рыбака видит издалека.
ГАСПАРЯН: Нет.
КОВАЛЕВСКИЙ: Сколько раз была замужем Пугачева?
ГАСПАРЯН: Сейчас, давайте посчитаем.
КОВАЛЕВСКИЙ: Расскажите, пожалуйста, про интриги, которые происходят в украинском лагере ╚Евровидения╩?
ГАСПАРЯН: Ой, там очень смешная ситуация.
КОВАЛЕВСКИЙ: Там тоже какая-то перестановка была?
ГАСПАРЯН: Да, там с третьего раза они, наконец, сумели выбрать не только исполнителя, но еще и, самое удивительное, песню для ╚Евровидения╩.
КОВАЛЕВСКИЙ: А в чем там интрига? Первую обвинили в коррупции, что она подставная какая-то была.
ГАСПАРЯН: Это вот очень смешно все. Нет, нет, ну что вы! Украина очень долго и скандально, значит, меняла сперва своих президентов и премьер-министров. И потом взялась за, собственно говоря, ╚Евровидение╩. Потому что весь шоу-бизнес Украины, он разделен так же, как и политический спектр общества, на два лагеря, значит, и до выборов, на которых победил Янукович, соответственно, фавор был у лагеря, который поддерживал Тимошенко. А, значит, после выборов получилось так, что в фавор вышел лагерь во главе с Таисией Повалий, который поддерживал Януковича. И вот, когда, собственно говоря, все расселись по креслам в царственных кабинетах своих руководящих, вспомнили про ╚Евровидение╩ и вспомнили про то, что в ноябре государственное украинское телевидение, первый канал, решив вообще не устраивать никаких отборочных туров и конкурсов, – а такое, в общем-то, правилами ╚Евровидения╩ и регламентом ╚Евровидения╩ дозволяется, и мы тоже так в свое время выбирали группу ╚Серебро╩ комиссией, которая очень успешно выступила в Хельсинки в 2007 году, – назначил Василия Лазаровича, некоего человека, креатуру, видимо, шоу-бизнеса, который был тогда на стороне той власти. А тут пришла новая власть, сказала: зачем нам нужен этот Лазарович, давайте мы свою продвинем. И продвинули, в общем-то, очень неплохую певицу. Елена Кучер ее на самом деле зовут, псевдоним Alyosha. Она известна тем, что она, во-первых, работала на подпевках у Насти Каменских в дуэте ╚Потап и Настя╩. Она участвовала в таких очень известных хитах, как ╚Не люби мне мозги╩ и ╚У нас на районе╩. Очень вокальная девушка, с хорошим таким блюзовым посылом. Она спела. Ее выбрали. Но как только ее выбрали, выяснилось, что песня ╚To bee free╩ (╚Быть свободными╩) вообще является стопроцентным каким-то плагиатом чего-то, по-моему, это Angie была песня, я, честно говоря, не очень хорошо помню. Я тоже слушал эту песню, и она тоже мне напомнила несколько западных музыкальных произведений эпохи ритм-энд-блюза и рок-н-ролла 70-х годов. Значит, вот идентифицировали это как плагиат. А уже сроки все подходили. Потому что в отличие от поговорки ╚семеро одного не ждут╩ 38 остальных стран-участниц ╚Евровидения╩ очень терпеливо дожидались, пока Украина, наконец, разберется со всеми своими вот этими пирогами. А сроки – уже все. Там же есть сроки. Там есть определенные сроки. И когда вдруг выяснилось, что вот певицу-то, слава богу, выбрали, а песня-то не может ехать на ╚Евровидение╩, там случился очень большой скандал. Украинское телевидение заплатило Европейскому вещательному союзу огромный штраф за то, что вовремя не была предоставлена песня. Но в результате переговоров и слезных просьб, которые были адресованы исполнительному директору ╚Евровидения╩ Сванте Стокселиусу, им разрешили до нынешней пятницы, то есть до сегодняшнего дня заменить песню. Тут же подсуетился Филипп Киркоров. Опять же, ну как же можно без Филиппа Киркорова?
КОВАЛЕВСКИЙ: Сказал: ╚У меня есть!╩
ГАСПАРЯН: Как только стало известно, что ╚To bee free╩ не едет, тут же пришел Филипп Киркоров с этой своей ╚White nights╩, которая была забракована Димой Биланом. И говорит: ╚Вот у меня песенка. Alyosha, бери, пой╩. Вот. Помни, какие у меня были заслуги с Ани Лорак на ╚Евровидении╩ в Белграде, я же народный артист Украины (если кто забыл). Но Alyosha, будучи девушкой с характером, она сказала: ╚Спасибо большое, Филипп, конечно, за такое желание помочь. Но я, в общем, как-нибудь сама, потому что я вообще-то люблю немножко другую музыку╩, – сказала она.
КОВАЛЕВСКИЙ: Но вежливо достаточно?
ГАСПАРЯН: Вежливо сказала. Она его официально поблагодарила за проявленную учтивость. То есть, учтиво поблагодарила за проявленное внимание и желание помочь. И за два дня она сочинила песню ╚Sweet people╩ – ╚Хорошие люди╩. Так что она не будет пользоваться объедками с поп-королевского стола.
КОВАЛЕВСКИЙ: Сама села и вот так вот на коленочке сочинила.
ГАСПАРЯН: На коленочке. А Дима Билан как сочинял свой ╚Believe╩ на коленочке с Джимом Бинзом? Они же тоже сочинили на коленочке эту песенку буквально за два дня, потому что у него же тоже тогда была ╚Porque aun te amo╩. И опять Батурин тогда подсуропил, он нашел, что это не плагиат, а что она вообще исполнялась, а по правилам ╚Евровидения╩ это нельзя. И они за два дня до отборочного тура сочинили вот эту ╚Believe╩, которая в итоге выиграла. Значит, так же, таким же макаром Alyosha сочинила песню ╚╚Sweet people╩, и вот, наконец, все в Украине устаканилось. Наконец есть певица, наконец есть песня. И теперь в штаб-квартире ╚Евровидения╩ в Женеве только молятся на то, чтобы в Киеве опять не случились какие-нибудь перевыборы. Вот. И девушка, значит, собирается, собственно говоря, поехать. Я не слышал пока песню ╚Sweet people╩, но я слышал, как она спела ╚To bee free╩, и мне очень понравилось. Мне очень понравилось. И сейчас, когда уже, наконец, все страны собрались в одну кучку, наконец, все девушки собрались, тут же активизировались очень активно букмекерские конторы. Это же одна из забав ╚Евровидения╩ – делать ставки: кто, как, где, когда выиграет.
БАТИНОВА: Сначала скандалы с плагиатом, но все уже, тут проехали.
ГАСПАРЯН: Но это очень смешной скандал с плагиатом. Я могу сказать, я еще не всех слышал, не всех посмотрел, но, вы знаете, тема с плагиатом вообще очень смешная на ╚Евровидении╩, потому что там что ни песня, то цитата, что ни песня, то воспоминания о каких-то навеянных кем-то когда-то мелодиях. В этом году, например, очень интересный исполнитель – парень из Испании. Вы знаете, там, по-моему, просто собраны все русские романсы, которые мы знаем, и человек просто все это свалил в одну кучу и за три минуты вот это все выдал. Просто напоминает все сразу. Там девушка из Албании очень напоминает Бонни Тайлер музыкально. Люди из Белоруссии, значит, ╚3+2╩ – очень напоминают все мюзиклы Эндрю Ллойда Уэббера, тоже вместе взятые. То есть там Невергрин, который в этом году, понимаете┘
БАТИНОВА: А, он будет участвовать?
ГАСПАРЯН: Наш родной, русский датчанин Невергрин в этот раз все-таки от Дании будет выступать. В прошлом году его прокатили на отборочном туре, он обиделся и уехал в Данию. Теперь он нашел еще там вместо Полины Гриффис другую девушку по имени Шани. У нее пока еще светятся глаза, когда она смотрит на Невергрина. У Полины-то Гриффис уже давно не светились. И, собственно, у него вступление в песне вообще просто калька со Стинга. Понимаете? Так что вот эти все рассказы про плагиат на ╚Евровидении╩, они, в общем┘ Поэтому тут непонятно, за что пострадала, собственно говоря, Alyosha. Вот. Потому что она ничем, в общем-то, не выделялась вот из этой всей линейки.
БАТИНОВА: Вот именно.
ГАСПАРЯН: Но начались вот эти игры в предсказания. И самая известная, самая авторитетная букмекерская контора William Hill, которая, в общем-то, раньше всех и в прошлом году, и в позапрошлом году предсказала сперва победу Билана, потом победу Александра Рыбака, сейчас она ставит на израильского исполнителя, забыл, как его зовут, не могу сейчас вспомнить, парниша такой, тоже будет петь слезливую балладу. На мой взгляд, это не самый удачный номер Израиля. В прошлом году дуэт израильтянки и палестинки, он был совершенно бесподобный и потрясающий. И парень, который выступал от Израиля, такой израильский Дима Билан мы его называли, в 2008 году в Белграде, он тоже был намного сильнее нынешнего исполнителя. Но тем не менее William Hill пока дает первое место Израилю. Второе место он дает Азербайджану. Оттуда выступает такая девушка, которая поет что-то такое а-ля Рианна. И третье место √ Дания, Томас Невергрин. Вот пока такое предсказание. У России пока 20-е место согласно этим прогнозам. Это пессимистический прогноз. Потому что для того, чтобы попасть на ╚Евровидении╩ в финал, надо еще пройти сито полуфинала и войти в десятку лучших из 17 стран в полуфинале. Так что задача сильно осложняется. А у Украины 11-е место пока. Ну, вы понимаете, да, все эти предсказания – это такая вещь, что они могут сбыться, могут не сбыться, что-то может приподняться, что-то опуститься. Вот сейчас будет самая горячая пора вот этих всех ожиданий, предсказаний. Вот в этом, собственно, и будет главная интрига и главный скандал ╚Евровидения╩.
КОВАЛЕВСКИЙ: Слушайте, Артур, а в Москве можно, в России, я имею в виду┘
ГАСПАРЯН: Провести ╚Евровидение╩?
БАТИНОВА: Хватит.
КОВАЛЕВСКИЙ: Можно ли делать ставки, находясь в России?
ГАСПАРЯН: Конечно. Наверное, можно.
БАТИНОВА: У нас из-за ╚Евровидения╩ кризис теперь.
ГАСПАРЯН: У нас Филипп Киркоров очень любит делать ставки и Яна Рудковская. Они всегда друг с другом спорят и делают ставки. Потом, это самое, отслюнявливают денежки, но между собой, кто больше поставит.
КОВАЛЕВСКИЙ: Я имею в виду, принять участие в этом вот официальном?..
ГАСПАРЯН: Я слышал, что есть. Я, честно говоря, этим не очень интересовался. Но я думаю, что есть эта система. Ну, сейчас Интернет, он очень доступен. Я думаю, что через Интернет сейчас можно делать ставки и участвовать в этом.
КОВАЛЕВСКИЙ: Интересно, какой выигрыш, если угадать первое место?
ГАСПАРЯН: Если вы угадаете того, на кого никто не ставит, а вы поставили, и он выиграл, вы получите кучу денег. Если вы поставите на того, на кого ставят все, вот как в прошлом году все ставили на Александра Рыбака, – Александр выиграл, ну, и выиграли там какие-то крохи, слезы кошачьи.
БАТИНОВА: Да, получишь водокачку.
ГАСПАРЯН: Вот. Получишь водокачку. Вот все в прошлом году получили водокачку. Но это был настолько очевидный фаворит ╚Евровидения╩ на самом деле.
КОВАЛЕВСКИЙ: Артур, а ваши предсказания сбывались? Вы плюс-минус точно предугадываете, кто победит в ╚Евровидении╩?
ГАСПАРЯН: А я никогда не занимаюсь предсказаниями и предугадываниями. Я же не гадалка.
КОВАЛЕВСКИЙ: Тем не менее. Но вы же для себя представляете, у кого какие шансы? Ну, неужели вы никогда это вслух не озвучиваете?
ГАСПАРЯН: Нет, шансы я взвешиваю. Я обычно взвешиваю ╚за╩ и ╚против╩. Вот в таком ключе исключительно.
КОВАЛЕВСКИЙ: Ну, и как эти ваши предсказывания совпадают с тем, что происходит?
ГАСПАРЯН: Ну, могу сказать так. Билану я предсказывал в любом случае первую тройку и, конечно, болел за его победу. Рыбаку я предсказывал победу. Но это не надо было быть семи пядей во лбу, ну, потому что все предсказывали уже с начала апреля месяца. Я был, может быть, первым, кто в России сказал о том, что победит Рыбак. Потом уже после меня все это стали дело повторять. Но, вы знаете, я могу вам сказать, что вот я, сейчас просмотрев большую часть участников ╚Евровидения╩, оказался в глубоко затруднительном положении. Потому что я не совсем понимаю, в отличие от William Hill, например, предсказания которого с моими ощущениями в прошлом году и в позапрошлом совпадали, я здесь не очень понимаю, почему сейчас так много, допустим, ставок делается на Израиль. Потому что, на мой взгляд, достаточно слабые исполнители, слабая песня. Мне кажется, что будет успех у Азербайджана в этом году. Потому что девчонка действительно (тоже забыл сейчас, как ее зовут, но это неважно) хорошая певица. И достаточно интересный номер. Возможно, неплохо выступит из наших соседей, из наших исполнителей Армения. Я думаю, что будет достаточно заметный успех у Алёши-украинки. Но надо послушать ее песню. Потому что, по крайней мере, так, как она спела ╚To bee free╩, это было интересно. Это было очень интересно. Возможен успех у этого самого парня из Испании, ну, потому что абсолютно навязчивая мелодия. Вы понимаете, вы начинаете подпевать буквально на втором куплете. Всё. Вам хочется пуститься вместе с ним в пляс. Но в целом нынешний уровень конкурса ╚Евровидение╩, музыкальный, я имею в виду, он не то что ниже – я вообще не люблю вот эти ╚ниже╩, ╚выше╩, – он не такой разнообразный, яркий, как, например, который мы видели в прошлом году, который мы видели в 2008 году и даже который мы видели в 2007 году.
БАТИНОВА: Не разнообразный.
ГАСПАРЯН: Он скучный. Он разнообразный, но он скучный. Вот разнообразность какая-то такая вялая.
БАТИНОВА: Плохо дело.
КОВАЛЕВСКИЙ: Какие у нас есть еще музыкальные хайлайтс в России?
ГАСПАРЯН: Музыкальный хайлайт – это я живу сейчас полностью в ожидании своей собственной церемонии ╚Звуковой дорожки╩ 15 апреля, в Аллин день календаря, в красный, или алый, день календаря. Мы будем подводить итоги прошлого музыкального года. На сайте ╚МК╩ вовсю идет сейчас голосование. Приглашаю всех в Лужники, во Дворец спорта, 15 апреля. Приходите. Будем выбирать лучших из лучших певцов, певиц, события, группы, поп-, рок-, хип-хоп, дэнс и так далее. Так что расставим все точки над ╚и╩, как говорится.
БАТИНОВА: Запомнили? Ну, можно зайти на сайт и посмотреть, если вдруг забыли.
КОВАЛЕВСКИЙ: А кто у нас сейчас лучший в мире попа? Вот так, в двух словах.
ГАСПАРЯН: Претендуют разные люди.
КОВАЛЕВСКИЙ: Кто такие?
ГАСПАРЯН: Ну, как, что вы хотите сказать┘
БАТИНОВА: Ну, и Филипп Киркоров, за которого ты болеешь, тоже?
ГАСПАРЯН: Ну, вот у меня сейчас под рукой нет, идет голосование на сайте ╚МК╩ до сих пор. Там есть пятерка номинантов. Там есть Сергей Лазарев, Тимати, значит, ╚Дискотека Авария╩, ╚Звери╩, да много достойных исполнителей. ╚5ivesta Family╩, Рома Кенга.
КОВАЛЕВСКИЙ: Вот, наконец, два новых имени. Для меня, во всяком случае.
ГАСПАРЯН: Это новые имена, но это хиты, которые вообще пела в этом году вся страна. Кстати, Рома Кенга, он исполнял вот этот знаменитый кавер на ABBA ╚Summer Night City╩.
КОВАЛЕВСКИЙ: В чем же его заслуга-то?
ГАСПАРЯН: Хорошо исполнил. Все дискотеки уплясывались. И к тому же он получил это право совершенно бесплатно от продюсеров шведских, которые обладали правами. Послушали и сказали: ╚О, чувак! Как клево у тебя получилось! Дарим! Бери!╩ И он взял. Да есть много имен. И ╚Китай╩ – такая интересная группа, проект Макса Фадеева очередной. И группа ╚Градусы╩ у нас из новых таких вот имен молодежных, которые сейчас претендуют на большие какие-то награды. Ну, и плюс, конечно, такие события, как опять же прощальный тур Аллы Пугачевой. Одно из событий года, которое мы не можем обойти.
КОВАЛЕВСКИЙ: А сколько лет будет идти этот прощальный тур?
ГАСПАРЯН: Год.
КОВАЛЕВСКИЙ: Всего год?
ГАСПАРЯН: От апреля к апрелю.
БАТИНОВА: Пока со всеми не простится.
ГАСПАРЯН: Ну, не надо грязи, как говорится. Вот возьмем Тину Тернер, старушку Тину Тернер. Она сперва проехала по миру с прощальным туром. А через два года она проехала по миру с туром возвращения.
КОВАЛЕВСКИЙ: Молодец!
БАТИНОВА: Закрепила.
ГАСПАРЯН: Так что у нас еще, у Аллы Борисовны, все впереди. Дай бог ей здоровья и творческого долголетия.
КОВАЛЕВСКИЙ: Дай бог ей здоровья.
БАТИНОВА: Спасибо большое, Артур, что вы пришли к нам, нашли время.
Слушайте аудиофайл.
По-большому. Все выпуски
Все аудио
- Все аудио
- Маяк. 55 лет