По-большому Актер и режиссер Сергей Пускепалис в гостях у Лены Батиновой и Вадима Тихомирова

23 августа 2010, 19:05

Персоны

БАТИНОВА: У нас в гостях Сергей Пускепалис, советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер, заслуженный артист России. Здравствуйте.
ПУСКЕПАЛИС: Здравствуйте.
БАТИНОВА: Наша рубрика называется "Лимита". Вы не пугайтесь такого названия, просто мы думали рассказать о тех людях, которые покорили Москву, когда-то приехали сюда и сделали здесь доброе дело, и стали известными на весь мир. Но мне кажется, что сейчас, наоборот, и мне очень приятно, что границы размываются. Наконец, вы не только окончили курс мастерской Петра Фоменко, но и также можете работать теперь в Ярославле или в других городах, что мы называем регионами. Это хороший знак?
ПУСКЕПАЛИС: Распространился.
БАТИНОВА: Но это хорошо ведь, правда, потому что вы могли бы служить в мастерской Петра Фоменко, не знаю, сколько...
ПУСКЕПАЛИС: Возможно, такой был вариант, жизнь так распорядилась.
БАТИНОВА: Вам это нравится самому? Вы довольны, что так?
ПУСКЕПАЛИС: Очень, потому что тот театр, который я сейчас возглавляю, первый русский театр, он сейчас полон энтузиазма, желания работать, там работы невпроворот. А там, где она есть, там всегда интересно.
ТИХОМИРОВ: Сергей, давайте начнем с самого главного. Смотрите, вы родились в городе Курск, правильно?
ПУСКЕПАЛИС: Да.
ТИХОМИРОВ: Потом волею судеб оказались в Москве.
ПУСКЕПАЛИС: Нет, еще до этого было очень много пунктов.
БАТИНОВА: Сергей работал в самарском театре.
ПУСКЕПАЛИС: Я жил потом какое-то время в городе Железноводске – это Кавказские Минеральные Воды.
ТИХОМИРОВ: А что, с печенью, с желудком что-то?
ПУСКЕПАЛИС: Это я был маленький. Потом родители уехали на Чукотку, отец сначала первый поехал туда. В Билибино мы жили 9 лет, это на Чукотке, оттуда опять приехали в Железноводск, потом я уехал в Саратов, там отучился, из Саратова я перебрался в Москву, из Москвы я уехал в Магнитогорск, из Магнитогорска опять в Москву.
ТИХОМИРОВ: Как вас жизнь-то побросала.
ПУСКЕПАЛИС: Ну, я точно, наверное, совпадаю с вашим названием – "Лимита".
ТИХОМИРОВ: Это точно. Скажите, где вам больше всего понравилось: в Билибино, в Магнитогорске или все-таки в Москве?
ПУСКЕПАЛИС: Вы знаете, я так не могу точно выстроить систему такую, призовые места раздать городам, но, мне кажется, везде были хорошие друзья и люди, которые остались во всех этих местах. Я еще ставил во многих городах спектакли, это и Петропавловск-Камчатский, и Самара, и Омск.
ТИХОМИРОВ: То есть, самое главное в городах – это люди?
ПУСКЕПАЛИС: Абсолютно.
ТИХОМИРОВ: То есть, на людей ходим, на людей смотрим.
ПУСКЕПАЛИС: Абсолютно точно, да.
ТИХОМИРОВ: Тогда следующий вопрос. Скажите, Сергей, вы ездили по городам, ставили спектакли в драматических театрах, я думаю, несчастные актеры, которые работают на периферии, о них никто не знает, их никто не любит, зарплата маленькая, сериалов нет, ничего нет.
ПУСКЕПАЛИС: Ну, их не знают, естественно, нет широкой известности российской такой, которую бы средства массовой информации подавали, она в российском масштабе, конечно, не существует, но на местном уровне всех этих звезд, которые там существуют, народ любит, и они также пользуются какой-то популярностью, любовью зрительской. Ну, то, что существуют некие амбиции такие, конечно, с экрана возникают и иногда мешают там работать людям. Это существует, это правда.
ТИХОМИРОВ: А как вы, например? Вы достигли, да?
ПУСКЕПАЛИС: Я не понимаю, о чем вы говорите и имеете в виду под словом "достиг"?
ТИХОМИРОВ: Ну, смотрите, вы снялись в фильме у Учителя, потом снялись в фильме замечательном, который завоевал несколько призов на Берлинском фестивале.
БАТИНОВА: "Простые вещи" очень много тоже получил наград.
ТИХОМИРОВ: То есть, вы пробились, вы стали узнаваемы, самое главное, что вы состоялись.
ПУСКЕПАЛИС: Ну, наверное, в фильмах об этом по-другому говорят, когда показывают эту несчастную девушку и парня, которые приезжают, начинают горбом биться... Да это естественно, горбом приходилось биться, но я бы так же бился и в другом городе или в другом месте, где я бы хотел как-то реализоваться, я понимал, что это возможно. Я, приехав в Москву, поступив на второй курс к Петру Наумовичу Фоменко, который мой учитель, мастер и все на свете, я поступил к нему на второй курс и пахал там просто, чего-то делал, потом также в Магнитогорске я пять лет был главным режиссером – тоже работа. Потом, видать, какой-то случай в момент, я оказался к нему готовым, вытащил куда-то. Ну, сказать, что я подличал, перешагивал через какие-то┘.
ТИХОМИРОВ: Ну, по глазам видно, что вы никогда не подличали.
ПУСКЕПАЛИС: Добивался, кого-то травил – нет, такого не было. Как-то так само собой получалось, что в кино я пришел через сына своего, потому что он сначала снялся в "Коктебеле" у Алексея Попогребского.
ТИХОМИРОВ: Подождите, вы как Олег Газманов практически, тот вначале поставил мальчика, про Люси пел.
ПУСКЕПАЛИС: Опять же какой-то случай, который возник и к которому я оказался готовым что ли, отразить эту энергию. Но я так высоко говорю. На самом деле, кино – это мой сын, который снялся у Алексея Попогребского и у Бориса Хлебникова, потом познакомился с Лешей, возникли "Простые вещи". Я долго с иронией относился к его предложению, потому что я уже в тот момент возглавлял Магнитогорский театр драмы, у меня было полно там дел, это была не Москва совершенно, и мне как-то... Я не думал о том, пробиваться куда-то или чем-то заниматься, карьерным ростом. А потом возникли "Простые вещи", и я, отыграв там и уехав, опять работал в Магнитогорске.
БАТИНОВА: Скажите, когда вы работаете режиссером в театрах региональных, просто есть такое мнение, наверное, я сейчас объединю несколько мыслей людей, которые приходили к нам в студию и рассказывали о том, как они работали в провинции или в регионе. Они говорят о том, что, конечно, разница разительная. То, как работают актеры в регионе, что они более ленивые, что там более сложная бюрократическая система, и чтобы спектакль действительно выстрелил и туда пришли люди, это очень трудно сделать, нежели в Москве. Вы могли бы этот миф рассеять?
ПУСКЕПАЛИС: Ну, это не миф, мне кажется, это слухи какие-то. И, наверное, не повезло тем людям, которые сталкивались с ленивыми. Ну, то, что бюрократия существует и там, и здесь, потому что сейчас законы, в формате которых мы сейчас выпускаем спектакли, совершенно не помогают их выпускать, только мешают всячески, тендеры всякие. Но все равно, как мы называем, это предприятие с экспериментальным уклоном, нельзя все учесть. А вынуждают тендеры заранее как бы предлагать что-то, хотя в момент поиска какого-то что-то уходит. Но, тем не менее, мы уже приспособились к этому, тем не менее, что-то пытаемся с этим делать. И сейчас в театре ярославском, в котором я имею честь работать, там замечательный директор Борис Михайлович Мездрич, который пытается эти все казусы, которые существуют вокруг нашей работы, как-то преодолевать в рамках закона, но это дико сложно, на самом деле. А то, что артисты ленивые какие-то, я знаю в Москве очень ленивых, это даже не сравнится с теми. Если, опять же, приезжает режиссер, который горит, который живет той идеей, которую он пытается реализовать, неважно, какой это город, я вас уверяю, там прекрасные спектакли. Я знаю, у нас был в Магнитогорске фестиваль провинциальных театров, лучших театров провинции, я знаю много городов, где прекрасные были спектакли. У нас сейчас фестиваль Волковский, куда мы сейчас приглашаем тоже многие театры из регионов, из Москвы, опять же, лучшие, и там бывают такие находки, такие решения каких-то тем...
ТИХОМИРОВ: Скажите, а что сейчас репетируют в театре Волкова, и что смотрит провинциальный зритель?
ПУСКЕПАЛИС: Вот вам такой простой пример. Когда мы пришли с Борисом Михайловичем Мездричем – это мой друг, он и их друг, потому что у нас, мне кажется, такое партнерство хорошее возникло, и мы когда пришли, то было 44 процента посещаемости на спектаклях основного репертуара, сейчас 88. В два раза.
ТИХОМИРОВ: То есть, это был полупустой зал.
ПУСКЕПАЛИС: 931 место.
ТИХОМИРОВ: Можно я расскажу анекдот по этому поводу. Я помню, в советское время был такой театр Советской Армии, и там шла пьеса "Оптимистическая трагедия", замечательная актриса Людмила Касаткина играла комиссара. В зале сидело человек меньше, чем на сцене, там же большая сцена, актеров много. И как-то в один прекрасный день Людмила Касаткина вышла на авансцену и сказала: "Ну, кто хочет еще комиссарского тела?" А из зала раздался ропот: "Никто". Слава богу, после этого спектакль закрыли.
ПУСКЕПАЛИС: Если говорить про цифры, еще маленький пример. Мы сейчас выпустили к концу сезона 1 июля, то есть, мы закрыли сезон, я сделал спектакль "Три сестры", и я вам скажу: самое любимое объявление в театре, которое может быть написано фломастером на какой-то бумажке оторванной, оно самое приятное, на кассе – "билетов нет". Это 1-2 июля.
БАТИНОВА: Да, когда все в отпуске.
ТИХОМИРОВ: Я думаю, вы сумасшедший или как? Судя по спектаклям, которые антрепризные и катаются по России, там больше голого тела, больше прелестей женских.
ПУСКЕПАЛИС: Простых вещей.
ТИХОМИРОВ: Да, простых вещей, а вы замахнулись на самого Чехова.
ПУСКЕПАЛИС: Мы сделали сейчас 9 сентября, на открытие сезона и на празднование тысячелетия города, "Три сестры", мы откроем сезон этим спектаклем. Сейчас репетирует у нас Александр Кузин спектакль "Чертова дюжина" по рассказам Аверченко. Дальше я приступаю к работе над пьесой Алексея Слаповского. Дальше у нас будет "Буря" Шекспира. Мы сделали недавно "Горе от ума", который привозили сюда на "Золотую маску", мы сделали спектакль по пьесе Андреева "Екатерина Ивановна", делал Женя Марчелли, который сейчас тоже работает в нашей труппе, как режиссер-постановщик, мы его к себе заманили туда. То есть, у нас такой достаточно серьезный уровень, который мы для себя ставим и для зрителей. Потому что это все-таки наш бизнес, если так можно выразиться, он все-таки другой – у нас предложение рождает спрос, а не наоборот. Поэтому то, что предлагают людям, потом они постепенно начинают испытывать к этому вкус, и дальше эту рамку нельзя опускать, потому что мы первый русский театр.
ТИХОМИРОВ: Ну, да, первый русский театр, Волков.
БАТИНОВА: Вы сказали, что у вас очень хорошая команда, что вы имеете в виду?
ПУСКЕПАЛИС: Команда такая управленческая, которая сейчас существует, это и заведующая литературной частью, это Ольга Никифорова, это Лена Медведская, все, что связано с продвижением, с промоушеном, ну, естественно, Борис Михайлович наше все, который вокруг себя это все объединяет, сейчас Женя Марчелли, Игорь – пластик, режиссер, балетмейстер из Петербурга.
ТИХОМИРОВ: Скажите, а труппа вас приняла? Представляете, пришел такой варяг и давай здесь всех строить, какие-то новые пьесы ставить?
ПУСКЕПАЛИС: На самом деле, получилось все очень органично, иначе бы ничего не могло получиться, потому что я сначала поставил спектакль "С любимыми не расставайтесь", самая первая была работа с Борисом Михайловичем совместная.
ТИХОМИРОВ: Подождите, кто это?
ПУСКЕПАЛИС: Володин, Александр Володин "С любимыми не расставайтесь", был такой фильм, дело о разводах. Мы сделали. Это была первая наша работа, после этого я ушел и не думал ни о какой должности. Я сделал достойно эту работу, она явилась каким-то таким, мне кажется, толчком для всего остального, а потом возник роман, как я называю, с труппой, он просто возник, потому, что без этого я просто бы не пошел туда, зачем, если нет встречной энергии. Она сейчас существует, все просто настроены на работу, и вкус к жизни появился.
ТИХОМИРОВ: Лена, а я понял, если бы Сергей был такой столичной штучкой, приехал бы с носовым платком, пальчиком налево, пальчиком направо, была бы одна история. А Сергей как бы плоть от плоти народной, как говорится, сам из провинции.
ПУСКЕПАЛИС: Ну, лимита же.
ТИХОМИРОВ: Так я и думаю, может быть, тогда действительно одним одно, кесарю – кесарево, как говорится. Пусть сидят в Москве, в Петербурге эти интеллектуалы, пусть они ставят свои эфемерные спектакли.
ПУСКЕПАЛИС: Ну, вы же сами сталкиваетесь, что сейчас, допустим, в Москве, пусть на меня не обижаются коллеги, но приезжают друзья какие-то, все говорят: куда пойти? Начинаешь чесать репу.
ТИХОМИРОВ: Знаете, мне стыдно, я никого никуда не могу пригласить.
ПУСКЕПАЛИС: Потому что что-то такое возникает, уже надстройка над надстройкой. Уже не то, что "горе от ума", уже потеря связи не то, что со зрителем, а с реалиями, что ли. Потому что театр по Белинскому – это указатель духа сегодняшнего времени. Если он либо до, либо после, он не театр уже, это лабораторией можно назвать, музеем. Но театр – он сегодня, здесь, сейчас. И когда это уходит без учета зрителя... У каждого театра в Москве, допустим, существует свой зритель, они для него работают. В провинции совсем другая ситуация, там не может быть такого авторского театра. Поэтому мы сейчас привлекаем очень мощную режиссуру, у нас и Петров делал спектакли.
БАТИНОВА: А почему не может быть авторства?
ПУСКЕПАЛИС: Не может быть, потому что должны быть представлены разные интересы. И он авторским может быть только в одном, что я труппу так сейчас пытаюсь подать и так работать нам совместно, чтобы она вызывала аппетит у режиссеров, которые туда приезжают, какой-то азарт, группу такую товарищей, чтобы с ними было интересно работать.
ТИХОМИРОВ: Сергей, а, может быть, делать такую принудительную ротацию? Пожил немножечко в Москве – и поди подыши с народом вместе.
ПУСКЕПАЛИС: Ну, это у нас же любая кампания будет чревата какой-то дурью.
ТИХОМИРОВ: Это да.
ПУСКЕПАЛИС: Это как срастается у всех, кому-то так нравится, кому-то эдак. Потому что и в Москве у меня есть спектакли, которые идут в "Современнике", в театре под руководством Табакова.
ТИХОМИРОВ: А вы тоже гламурная штучка, оказывается?
ПУСКЕПАЛИС: Ну, почему гламур, там работа и интерес. Сейчас тоже предполагается работа в МХТ, сейчас как раз я приехал, буду с Олегом Павловичем на днях встречаться. С Константином Аркадьевичем в "Сатириконе" тоже идут предварительные разговоры.
ТИХОМИРОВ: Лена, ты хочешь стать великой актрисой?
БАТИНОВА: А могу ли я?
ТИХОМИРОВ: На периферию, и оттуда ты завоюешь страну и Москву. Нет, мне просто нравится, потому что вы абсолютно точно говорите некоторые вещи.
ПУСКЕПАЛИС: Я так предположил в свое время, чем здесь ждать у моря погоды, пока на тебя свалится предложение какое-то или группа людей, которая совпадет с тобой... Лучше поехать, и пока есть желание, силы и энергия, самому лучше найти ту группу, с которой тебе хорошо. И эта группа возникла в Магнитогорске.
БАТИНОВА: Пускепалис с литовского?
ПУСКЕПАЛИС: Полбуханки.
ТИХОМИРОВ: А как вас, литовского подданного, занесло в наши российские степи?
ПУСКЕПАЛИС: Ну, это же комсомольские стройки, есть нечего было, поэтому отец уехал и начал работать, уехал на Чукотку, там хорошо платили, он привык, чтобы всегда были наличные.
ТИХОМИРОВ: Скажите, а вы никогда не испытывали геноцида по отношению к вашей фамилии, к вашему вероисповеданию? Вы же католик?
ПУСКЕПАЛИС: Нет, я православный. Меня мама тайком крестила.
ТИХОМИРОВ: Наш человек. И все-таки никогда не возникало такое ощущение, что, может быть, вернуться на родину, в Литву, потому что там тоже хорошие люди?
ПУСКЕПАЛИС: Знаете, так сложилась моя жизнь, что Литва не стала моей родиной, потому что мы туда приезжали раз в три года только в отпуск, на полгода меня бросали на бабушку Монику, сами куда-то уезжали. Я за полгода там потом уже практически адаптировался, а потом опять забирали на три года – были такие на Чукотке циклы.
ТИХОМИРОВ: Неплохие циклы, гастрольный тур.
ПУСКЕПАЛИС: А потом армия, потом Железноводск, потом Саратов, потом перестройка. В 1988 году, честно скажу, последний раз был в Литве. Потом как-то не получалось, или оказии нет, мы переписываемся, какую-то поддерживаем связь, но она ослабевает, и получается так, что я такой уже адаптированный представитель этой страны.
ТИХОМИРОВ: Да я вообще подумал, что вы из Рязани, честно говоря.
БАТИНОВА: Митрофанова предположила, что вы грек, так большинство думает жителей "Маяка".
ТИХОМИРОВ: Знаете, я, на самом деле, завидую молодым актерам из Ярославля, что там появился такой прогрессивный человек, который двигается вперед. Что делает творческая молодежь там, за границей Московской области?
ПУСКЕПАЛИС: Знаете, нужно только развиваться. Развиваться – это не ждать милости от природы, у моря погоды.
ТИХОМИРОВ: А что, ждать, когда, например, Сергей Пускепалис приедет и возглавит театр или потихонечку к Москве подбираться?
ПУСКЕПАЛИС: Ну, тут не может быть общего такого принципа. Хотя очень жалко тех ребят, очень талантливых, которые приезжают сюда, растворяются, потому что очень, крайне трудно попасть в нужное место, чтобы дальше твой талант, твою уникальность бы развили. Очень редко.
БАТИНОВА: А у вас есть такой актер, которого вы забрали, например, в Ярославль?
ПУСКЕПАЛИС: Сейчас я забрал свою студентку Анну Ткачеву. Но опять же, это не потому, что я ее забрал, потому что есть нехватка в труппе. Очень много сейчас просится в наш театр народу, но, тем не менее, я несу ответственность перед ними. Если я беру, значит, они должны работать, а не просто так быть в запасе где-то. Поэтому это такая взаимная ответственность, что ли. Я в Омске сделал спектакль "От красной крысы до зеленой звезды" в пятом молодежном, это Слаповского пьеса, там очень хорошая молодежь. Они двигаются, они там что-то придумывают, у них там тоже какой-то молодежный фестиваль, они в каком-то движении находятся. Нельзя унывать, во-первых, нельзя пить.
ТИХОМИРОВ: О, как печень у меня сразу вздрогнула.
БАТИНОВА: Знакомые слова услышал.
ПУСКЕПАЛИС: Нет, пить нужно и должно, но когда это не превращается в подмену личности. А зачастую иногда так возникает и подчас у талантливых очень актеров, и очень обидно от этого. Это незаметно происходит, но┘
БАТИНОВА: А вам приходилось когда-нибудь с кем-то беседовать именно на эту тему?
ПУСКЕПАЛИС: Неоднократно. У меня есть очень хороший друг, у меня есть ряд моих очень любимых, это самые неприятные разговоры в моей биографии, но что делать.
ТИХОМИРОВ: Наши радиослушатели почувствовали, что пришел какой-то серьезный, умный, талантливый человек, и пишут нам на форум. Сообщение из Москвы: "Вопрос гостю. Город – это злая сила, сказал немец из Питера. А вы с этим согласны? И вообще, вас город доит или вы уже дояр?"
ПУСКЕПАЛИС: Согласен, это очень интересный вопрос, урбанизация такая, объединение людей по какому-то признаку и так далее. Знаете, я расскажу простой принцип. Раньше я в Москву, когда жил в Саратове, приезжал с какой-то кучей денег, заработанных непосильным трудом, они тут быстро таяли, я на последнюю копейку доезжал до Саратова. Сейчас обратная ситуация: главное – добраться до Москвы. И то же самое, как добраться сейчас до Ярославля, то есть, скорее всего, слово "доит", наверное, такое немножко резкое. Но благоприятная такая ситуация уже складывается там, и ты считаешь это домом, каким-то местом, куда можно прибежать.
БАТИНОВА: Еще сообщение: "Железноводск тащится за фильм, спасибо, смотрели всей Дубовой рощей".
ПУСКЕПАЛИС: Прекрасно, это правительственный санаторий, между прочим, при Управлении делами президента – "Дубовая роща". Он такой, там лечились все наши генсеки, это такой продвинутый санаторий. Очень приятно, Железноводску привет.
ТИХОМИРОВ: Алеша Попович спросил: "Сергей, а как вы относитесь к кинонаградам?"
ПУСКЕПАЛИС: Один раз был на "Нике", нам Герман-старший сказал, привел слова какого-то важного человека, я фамилию не помню: "Для того, чтобы презирать награды, надо их иметь". Поэтому достаточно ровно, очень приятно, потому что все эти награды – это плод усилий коллектива. Я человек коллектива, я понимаю, что за всеми наградами стоит, конечно, Алексей Попогребский и его талант, его видение. Очень приятно, что таким образом отмечают нашу совместную работу.
ТИХОМИРОВ: А вам не обидно, что Григорию Добрыгину досталось больше славы? Сейчас его везде снимают, постоянно за ним охотятся, берут интервью, а, в принципе, это же такая парная картина.
ПУСКЕПАЛИС: Ну, он артист.
ТИХОМИРОВ: А вы кто?
ПУСКЕПАЛИС: У меня факультатив.
БАТИНОВА: Все спрашивают, конечно, как вы снимались в фильме "Как я провел этим летом", и Стаканов просит не спать и найти в Интернете в онлайн и посмотреть этот фильм.
ПУСКЕПАЛИС: Да не надо, спи. На самом деле, я не рекомендую смотреть этот фильм по Интернету, потому что там очень много значит звук, поэтому лучше смотреть его на качественной аппаратуре. Потому что делал Володя Головницкий, это замечательный звукорежиссер, и звук там – это просто отдельный персонаж, он создает ту атмосферу, которая, думаешь, ну, и что там такое, глухоты планетной.
ТИХОМИРОВ: Меня всегда удивляло, когда едешь по Европе, там не ощущаешь, что ты в столице находишься или на окраине французской империи, потому что везде одинаковый сервис, везде одинаковое наличие благ, туалет, теплая вода, опять же женщины продажные. А у нас, к сожалению, в Москве, Петербурге, ну, в Ярославле еще есть канализация и центральное отопление, а как поедешь чуть-чуть подальше, и тишина.
ПУСКЕПАЛИС: Вы знаете, как это меня бесит. Знаете, как ужасно, как мне жалко, как мне страшно за этот факт в России. Действительно, сейчас тот же Паша Костомаров, у него блестящий фильм есть – "Мирная жизнь". Там о жизни в деревне, жизни этих людей необразованных, у которых цель – выпить. Я не понимаю, что происходит, на самом деле. Почему тот же немец может сделать из забора что-то, я не понимаю, что это за сила. Про это, в частности, идет речь в "Трех сестрах", где провинциальный город. И это все в Москву, в Москву стремление куда-то, что-то, блокирующее, парализующее какое-то движение жизненное, витальность эту, способность делать глупые поступки, потому что кажется, что все уже пропало. И это самосознание, мне кажется, наше в провинции, оно это и есть бич, самосознание, что мы здесь все равно ничего не сможем. А это, в первую очередь, в головах сидит у руководителей, потому что они все равно немножко смотрят на Кремль или на те "звезды", и думают, да чего у нас, все равно у нас ничего не будет. Я не говорю про всех.
ТИХОМИРОВ: Понятно, тенденция, однако, есть.
ПУСКЕПАЛИС: Не, однако, а просто во многих городах, почему, кажется, не организовать эту жизнь, я не пойму, честно говорю. Душа болит и разрывается, потому что я вижу этих людей, которые имеют право так же жить и пользоваться благами, и из поколения в поколение девочки рожают детей уже с этой памятью генетической, здесь нечего ловить. Ну, это, вы помните замечательный фильм "Облако-рай"?
ТИХОМИРОВ: А, может быть, поступить как в Литве в свое время сделал Гедиминас, взял 300 тетенек из Казани молодых, привез в Каунас, раздал всем своим.
ПУСКЕПАЛИС: Это, помните, "Похищение сабинянок", давно эта практика существует уже.
ТИХОМИРОВ: Может быть, нам тоже так, чтобы кровь немножечко разжижить в провинции? Тоже, может быть, какие-то специальные посылать поезда дружбы?
ПУСКЕПАЛИС: На самом деле, можно, конечно, посмеяться, поулыбаться, пошутить по этому поводу, больше ничего не остается делать. Я вам сказал истинную правду, когда выезжаешь чуть-чуть подальше, особенно в какие-нибудь города-спутники больших городов, ну, такие, где 50-60 тысяч, почему бы не сделать из этого маленькие городки, как в Германии, Бельгии? Ну, наверное, знаете, потому что у нас страна очень большая.
ТИХОМИРОВ: Опять не повезло нам. Была бы страна маленькая такая┘
БАТИНОВА: С другой стороны, я согласна с тем, что вы говорите, что это все происходит.
ПУСКЕПАЛИС: Вот, смотрите, во Владивостоке люди знают магазины в Йокогаме, какие, где находятся, за каким углом, и в Хабаровске то же самое, они там знают все, что находится, и никогда не были ни в Москве, ни в Питере. Это такое огромное тело, которое совершенно лишено, я не знаю, я профан.
БАТИНОВА: Америка же тоже большая страна.
ПУСКЕПАЛИС: Но там, видите, там страны, вкрапленные в страну, у них, у каждой свои законы. У нас же все это подчинено чему-то, а этой длинной нитки, по пути которой иссякает энергия, смысл обратных этих связей. Мне кажется, такой колосс: большая голова, он двигается как-то нелепо, ходит, как в "Культурной революции" у Михаила Ефимовича. Мне кажется, это очень напоминает организацию в нашей стране, потому что движение дано, но оно какое-то приобретает┘
ТИХОМИРОВ: Какое у вас режиссерское видение.
ПУСКЕПАЛИС: ┘странные очертания.
БАТИНОВА: Я согласна больше с вашей версией, что это сознание.
ПУСКЕПАЛИС: Ну, сознание опять отчего-то происходит, оно тоже возникает.
БАТИНОВА: Ну, хозяин города, он же может сделать так, чтобы его город был┘
ТИХОМИРОВ: Вы, как метеор, вы как инопланетянин в городе Ярославль, заставляете людей повернуться к театру не тем местом, на котором сидят, а тем, которым смотрят.
БАТИНОВА: Сергей, у вас супруга же не актриса?
ПУСКЕПАЛИС: Нет, она у меня геолог в прошлом, прекрасная супруга и мама ребенка, сейчас она в Железноводске в данный момент находится, они там с Глебом сейчас находятся.
ТИХОМИРОВ: Интересно, вы в Ярославле, она в Железноводске, какая-то нездоровая ситуация.
ПУСКЕПАЛИС: У нас там мама еще, сейчас мы заканчиваем там хозяйственные вопросы.
БАТИНОВА: Сейчас лето, пожалуйста.
ПУСКЕПАЛИС: А что тут, в Москве что ли с этим дымом?
БАТИНОВА: А Глеб уже определился в профессии?
ПУСКЕПАЛИС: А Глеб уже перешел на второй курс в ГИТИСе, у Женовача Сергея Васильевича учится.
БАТИНОВА: Как? Он же маленький?
ПУСКЕПАЛИС: Прошло время, время летит. Он уже большой, на голову выше меня, такой очень самостоятельный сознательный человек.
БАТИНОВА: Вы одобрили его выбор?
ПУСКЕПАЛИС: Он как-то сам все сделал, я очень рад и, знаете, у меня огромная гордость именно за то, что я с огромным трепетом пришел на первый показ к Сергею Васильевичу, это мой педагог тоже, и как бы я понимаю, что сын, фамилия существует уже какая-то. И я, когда пришел на первый показ, я был очень поражен этой какой-то ответственностью в его глазах, я не знаю еще, каким словом назвать, вдумчивостью что ли в работе. У меня там с утра до ночи репетиции, он во многих отрывках, он радуется, когда его берут в отрывок, он горит: "Мне нравятся эти интонации".
БАТИНОВА: А часто советы спрашивает?
ПУСКЕПАЛИС: Не-а.
ТИХОМИРОВ: Правильно, молодец, ребенок развивается нормально. А где вы сейчас прописаны официально?
ПУСКЕПАЛИС: В Железноводске.
ТИХОМИРОВ: Даже не в Москве?
ПУСКЕПАЛИС: Нет, в Железноводске.
ТИХОМИРОВ: Черт, я хотел вас подколоть, думаю, конечно, Ярославль, а сам я в Москве, на Тверской, 12 моя квартира.
ПУСКЕПАЛИС: Нет, в Железноводске я прописан официально, на улице Интернациональной.
ТИХОМИРОВ: Вы знаете, мне кажется, что очень часто не происходит такой смычки города с деревней, потому что многие люди, когда приезжают из Москвы на периферию, например, работать, поднимать промышленность, губернии, они как бы свои становятся, а прописка у них все равно остается московская. Они все равно думают: сейчас здесь поколбашусь, поработаю и потом обратно.
ПУСКЕПАЛИС: Вы знаете, все равно без Москвы никуда в наше время, потому что я понимаю, что, если бы я не закончил Московский Государственный институт театрального искусства, РАТИ, Петр Наумович – это тоже┘ Я понимаю, что у меня было бы совершенно другое трудоустройство, ко мне было бы другое, не такое пристальное внимание, ответственность какая-то, все равно без Москвы никуда, так получается. К сожалению или к счастью, я не знаю пока.
ТИХОМИРОВ: То есть, Москва практически, как "продажная девка буржуазии", как говорится, не обойдешь.
БАТИНОВА: Тут просто сконцентрированы таланты.
ПУСКЕПАЛИС: Никуда не денемся мы от этого. Это, конечно, сейчас я понимаю, что растаскивает Владимир Владимирович сейчас в Петербург, мне кажется, сейчас в Нижний Новгород начинают что-то, уже "Сапсан" пустили.
ТИХОМИРОВ: "Сапсан" пустили уже.
ПУСКЕПАЛИС: Вы знаете, это не смешно, уфимские купцы сбрасывались, чтобы провести ветку через Уфу, вообще не практично, потому что Уфа стала Уфой, а остальные города там, где они сейчас. Ярославль, между прочим, строили, как город-защитник Ростова Великого, города, который сейчас маленький, а Ярославль стал, через него прошла Северная железная дорога Саввы Мамонтова, сейчас Ярославль.
ТИХОМИРОВ: Это вы сейчас рекламу РЖД делаете?
ПУСКЕПАЛИС: Я просто к дорогам, к сообщению. И правильно, надо просто развивать именно через какую-то доступность что ли, через дороги.
БАТИНОВА: Конечно, у нас пока доедешь до какого-нибудь города.
ТИХОМИРОВ: Хотели поговорить о театре, а что получилось, опять о дорогах, дураках.
БАТИНОВА: Мы хотели обо всем поговорить.
ПУСКЕПАЛИС: Потому что театры везде.
ТИХОМИРОВ: Да, вся жизнь игра. Сергей, спасибо вам большое, что пришли, спасибо за ваши роли и за театр.
БАТИНОВА: Спасибо.
ТИХОМИРОВ: Вы знаете, как-нибудь соберусь с силами, приеду к вам в Ярославль.
ПУСКЕПАЛИС: Давайте, милости просим.
БАТИНОВА: На одну ночку, да?
ПУСКЕПАЛИС: На все спектакли, которые у нас сейчас идут, можно спокойно приехать и увезти впечатление, ей богу говорю.
ТИХОМИРОВ: А билеты можно купить?
ПУСКЕПАЛИС: Можно, ну, не всегда.
ТИХОМИРОВ: Ну, я думаю, для дорогих московских гостей.
ПУСКЕПАЛИС: С удовольствием приглашаем всех, приезжайте к нам.
ТИХОМИРОВ: Ну, что же, Сергей, значит, вы настоящая лимита, если помните, откуда вы. Всего доброго, до свидания.
ПУСКЕПАЛИС: Спасибо, всего доброго.
Слушайте аудиофайл.

По-большому. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Маяк. 55 лет

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация