Картинка

По-большому Главный репортер страны Андрей Лошак в гостях у Лены Батиновой и Максима Ковалевского

14 апреля 2010, 19:05

Персоны

КОВАЛЕВСКИЙ: У нас в гостях сегодня, на мой взгляд, один из лучших журналистов России Андрей Лошак. Здравствуйте, Андрей.
ЛОШАК: Здравствуйте.
БАТИНОВА: Не только на твой. Он лауреат премии ТЭФИ, создатель проектов для серии фильмов ╚Профессия репортер╩. Хотела спросить, наши редакторы, когда с вами созванивались и просили, чтобы вы к нам пришли, вы каждый раз откладывали и говорили, вот сейчас я доделаю эту работу, потом приду, потом доделаю эту работу, потом приду. Я, наверное, жду вас почти целый год. Вы просто не любите ходить на интервью?
ЛОШАК: Да, я люблю брать интервью, не люблю их давать. Как ни странно при этой профессии, я не очень публичный человек. Я не люблю быть в центре внимания, поэтому для меня это все не очень комфортно.
КОВАЛЕВСКИЙ: Сейчас вы доделали свою работу?
ЛОШАК: Нет, но просто ваши редакторы оказались очень настойчивыми.
КОВАЛЕВСКИЙ: Да, это правда, они кого угодно достанут. Андрей, весь прошлый час мы обсуждали тему: должно ли государство что-то своим гражданам. Я вам уже прочитал за эфиром сообщение, которое прислала нам Гумирова на наш форум. ╚Поражаюсь смешным детским пособиям. За двоих детей получаю 253 рубля в месяц. Бывший муж не платит алименты, прости, господи, но в нашем государстве от мертвого больше пользы. Если бы их отца не было в живых, нам бы платили пенсию за потерю кормильца по 2 тысячи за каждого ребенка╩. Нормально?
ЛОШАК: Нет, конечно.
КОВАЛЕВСКИЙ: Как вы считаете, государство должно что-то своим гражданам?
ЛОШАК: Ну, существует такое уже издревле понятие общественного договора, что граждане соблюдают некие законы, государство их обеспечивает нормальными условиями жизни. Поэтому, мне кажется, естественно, если мы соблюдаем законы, мы не нарушаем закон, платим налоги, работаем честно, наверное, и государство нам что-то должно взамен предоставлять. Мне кажется, это естественно. Почему-то у нас получается так, что государство работает на себя. Вот это мне всегда было очень странно. Я последний материал сделал, интервью, может быть, вы слышали такой скандал. Был в Интернете – сейчас все самое интересное почему-то происходит в Интернете – некий господин Хартли, бизнесмен. Он не уступил дорогу ╚мигалке╩ и снял это все на свой телефон, выложил потом в Интернет. Я с ним сделал интервью. Мне было интересно просто, что человека, которому есть что терять (у него бизнес, он не просто так) подвигло на такой риск. Едет ╚лимузин╩ представительский с серией АМР, там потом оказалось, что там едет советник президента Шевченко.
КОВАЛЕВСКИЙ: Кстати, а что означает серия АМР?
ЛОШАК: Ну, насколько я понимаю, эта серия означает принадлежность к высшему эшелону власти, по-моему, это, возможно – ╚администрация московского региона╩.
БАТИНОВА: А с буквой ╚Х╩ это ФСБ.
ЛОШАК: И, в общем, когда они едут, то едут по ╚встречке╩. Я как автомобилист периодически с этим сталкиваюсь, это как-то всегда ужасно унизительно √ типа, ты, холоп, давай, типа, с дороги, тут люди делами едут заниматься. Почему при этом они едут по ╚встречке╩, нарушая правила? А мы, типа, развлекаемся в этой пробке. Мне не очень понятно. И, собственно, этого человека это тоже в какой-то момент взорвало, он выложил это видео. В этом интервью он мне говорит: я заплатил 5 миллионов подоходного налога, то есть это квартира в Москве.
БАТИНОВА: За год, да?
ЛОШАК: Да. Я честно работаю, я построил бизнес, почему я должен уступать дорогу вот этому человеку, я тоже тороплюсь, у меня тоже работа, вот такой просто крик гражданина о ежедневной несправедливости. Вот, мне кажется, такая иллюстрация.
БАТИНОВА: А как это на Западе происходит?
ЛОШАК: На Западе это никак не происходит, на Западе только первые лица имеют право, и, естественно, всякие специальные службы ╚Скорая помощь╩, полиция, это естественно. И поразительно, насколько организованно люди уступают этим машинам дорогу.
КОВАЛЕВСКИЙ: Если хотите, я вам могу коротко рассказать. Я жил в Берлине несколько лет, и мэр Берлина жил со мной на соседней улице. Каждый вечер культурненько подъезжали две машины черные с мигалками, с охраной, естественно, провожали его до подъезда, водители и охранники между собой выкуривали по сигаретке, скручивали мигалки, садились и уезжали спокойненько по домам, каждый к себе домой. Я уже не говорю о том, что, например, Ангела Меркель тоже жила с нами в одном районе, и несколько раз я просто-напросто с ней стоял в одном продуктовом магазине в очереди в кассу. С ней были два охранника, но это было абсолютно не навязчиво, то есть, это не выглядело, как два шкафа, которые всех отстраняют.
ЛОШАК: Это нормально. Помните, может быть, это не очень удачный пример, но в 80-х годах шведского премьер-министра Улофа Пальме убили, когда он ехал на велосипеде после киносеанса домой. И, на самом деле, после этого в Швеции ничего не изменилось, они по-прежнему ездят без охраны. Ну, это, наверное, зависит от традиций, от чувства собственного достоинства граждан, такого гражданского сознания. Я помню, тогда был скандал с Блэром, когда он выехал на ╚встречку╩, потому что опаздывал встречать какое-то первое лицо. Реально был уважительный повод у человека, был скандал, и в результате он извинялся по Би-би-си перед народом.
БАТИНОВА: Так, значит, получается у нас общественное мнение такое слабое? Мы не можем хором выступать и говорить?
ЛОШАК: Мы не можем, да. То, что означает модное слово ╚атомизированность╩ общества, что мы все распались на какие-то атомы и не являемся одним целом. Опять же, я считаю, что в этом виноваты не люди, а власть, которая всячески препятствует тому, чтобы люди самоорганизовывались.
КОВАЛЕВСКИЙ: Ну, это с одной стороны, а, с другой стороны, та волна, которая поднимается в Интернете, это невозможно никаким образом погасить. Все вот эти видео невозможно скрыть.
ЛОШАК: Почему же невозможно? Очень даже возможно, есть китайская модель Интернета, пожалуйста, слава богу, мы до этого не дошли. Там цензурированный Интернет.
КОВАЛЕВСКИЙ: А есть опасность такая?
ЛОШАК: Я не знаю. Скажем так, у меня нет инсайда, я не паркетный журналист.
БАТИНОВА: Кстати, о том, что они цензурировали какую-то социальную сеть. Совсем недавно я слышала, когда приехали туда иностранцы и сказали, а как можно зайти в твиттер, не помню, куда, им ответили: а мы вам сейчас скажем все пароли и знаем, как зайти туда.
ЛОШАК: Нет, конечно, там при этом существует какое-то лицемерие определенное. Но Google, насколько я знаю, боюсь что-нибудь перепутать, уходит из Китая, потому что не хочет мириться с этой политикой. Но пока у нас Интернет это такой Гайд-парк, где можно кричать что угодно.
БАТИНОВА: Ну, вот ваш репортаж ╚Теперь здесь офис╩, его же не показали по телевизору, но мы его все посмотрели, и кричали, что это бомба, очень хороший репортаж.
ЛОШАК: Ну, да, благодаря тому, что к нему был вот этот эпитет ╚запрещенный к показу╩, я думаю, это тоже во многом сыграло свою роль, что он превратился в такой вирус.
БАТИНОВА: Причем он такой умный, красивый, понятно, почему он кому-то не понравился.
ЛОШАК: Ну, да, в нем ничего суперскандального не было, даже фамилию Лужков ни разу не произнес. Я все-таки рассчитывал, что он выйдет в эфир.
КОВАЛЕВСКИЙ: А как происходит процесс запрещения? То есть, вас вызывает какой-то высокий начальник и говорит: ты знаешь, Андрюш, нет, это не пойдет, я не могу.
ЛОШАК: Не могу рассказывать такие вещи, поскольку это будет нарушением корпоративной этики. Я работаю на НТВ, и, на самом деле, очень доволен тем, что я там работаю, поэтому, наверное, некрасиво будет обсуждать какие-то поступки начальства. Наверное, какие-то причины на это были. Ведь у нас как бы все время все меняется, линия партии меняется, и с ней меняются какие-то зоны освещения. Сейчас, например, Лужкова только ленивый не пинает, особенно в этом здании – канал ╚Вести Москва╩. Так просто я без шуток мимо дома тещи не хожу, в каждом выпуске какой-нибудь┘ Ну, не знаю, когда это было, два года назад была другая ситуация. Это все из-за того, что нет в целом свободы, есть какие-то выделенные зоны.
БАТИНОВА: Я тоже разговаривали с одним репортером, и он говорит, что эта цензура внутри нас, и никто сверху палку не кидает, и не говорит, что, ну-ка все замолчали. Просто какая-то внутренняя есть цензура, и лучше – а я не буду это делать.
ЛОШАК: Ну, да, наверное, потому что, если вспомнить, сколько мы жили при такой как бы реальной свободе слова, ну, 90-е, которые тоже все так недобрым словом вспоминают, и все. До этого 70 лет цензура и после этого.
КОВАЛЕВСКИЙ: Можно ли сказать, что в 90-е годы журналистам было легко? Вообще, когда-нибудь журналистам было легко? Может быть легко журналисту, в принципе?
ЛОШАК: Ну, скажем так, в 90-е было проще, потому что не нужно было оглядываться. Насколько я помню, правда, я еще не работал корреспондентом, я был за кадром человеком. Но как раз никаких внутренних цензоров у людей не было, это была такая инерция еще вот этой гласности, перестройки, и все как раз кричали, наслаждались этим. Удивительно оказалось, насколько это было все поверхностно, такой тонкий слой и тут же смылся, и те же люди кричат сейчас совершенно другое.
КОВАЛЕВСКИЙ: Андрей, расскажите, пожалуйста, про историю с ╚IKEA╩, чем она закончилась и закончилась ли она, вообще? Наверное, надо слушателям нашим предысторию в двух словах рассказать.
ЛОШАК: Вы имеете в виду про мою колонку?
КОВАЛЕВСКИЙ: Да.
ЛОШАК: Там об IKEA на самом деле колонка была в Интернете, опять же на сайте ╚Open space╩, называлась ╚Закоротило╩. Собственно, это был некий дайджест. Я месяц провел, практически не выходя из дома, в силу разных обстоятельств, и, в общем, как многие из нас, сидя в Интернете в этих новостных лентах, ну, и так потихоньку приходя в ужас от того, что я там читал. Ну, как бы свои эмоции и размышления на эту тему я выразил в этой колонке, просто подверстав разные обсуждаемые топики.
КОВАЛЕВСКИЙ: В двух словах, IKEA, которая известна по всему миру.
ЛОШАК: IKEA – это лишь один из примеров.
КОВАЛЕВСКИЙ: В России не смогли открыть очередной филиал в городе Самара.
ЛОШАК: Они не могут это сделать уже года три.
КОВАЛЕВСКИЙ: Ага, до сих пор не открыли? В связи с тем, что чиновники утверждают, что здание, в котором располагается IKEA, оно не ураганоустойчиво.
ЛОШАК: Это последняя их отмазка. До этого они еще раз восемь не давали открывать по разным причинам. Но в чем, собственно, суть проблемы. Суть проблемы в том, что IKEA принципиально не дает взяток, у них это в корпоративном кодексе прописано в отличие от других западных компаний. (Мы сейчас все слышим про концерн ╚Daimler╩, который оскандалился.) И, на самом деле, это нормальная практика. Но шведы, они такие. Мне очень нравятся, на самом деле, шведы. Я, вообще, считаю, что шведы большую роль сыграли в установлении нашей государственности в свое время. Помните, варягов на царствие? И Рюриковичи были по нормандской теории выходцами именно оттуда. Но, поскольку в какой-то момент все-таки кровь размылась, у нас началось то, что продолжается до сих пор. Мне кажется, что опять их стоит позвать – какой-нибудь захудалый, в отставке давно какой-нибудь кабинет. Может быть, что-нибудь изменилось бы.
КОВАЛЕВСКИЙ: Слушайте, но они говорят, что они закроют бизнес в России.
ЛОШАК: Нет, я не слышал, что они закроют. Они сказали, что они свертывают инвестиции. Они как бы очень динамично развивались┘
КОВАЛЕВСКИЙ: Но это не одно и то же?
ЛОШАК: Нет, конечно, потому что у них уже построено 9 – не помню, сколько – магазинов, и они успешно работают. Это самые большие магазины в мире. На самом деле, они на Россию поставили по-крупному, и правильно сделали. Я давно ждал, когда же придет IKEA, потому что приходишь к друзьям, люди нормальные, современные, смотрят хорошие фильмы, слушают музыку, какие-то книги читают, и стоят у них вот эти стеночки югославские убогие, и ковры висят. Ну, потому что непонятно, а что еще делать, дешевой мебели очень долго не было до 2000-го или, когда они пришли, дешевой, нормальной мебели не было. И вот они реально решили вот эту проблему колоссальную.
КОВАЛЕВСКИЙ: Но они нарвались на самарских чиновников.
ЛОШАК: Да, да.
БАТИНОВА: Но, мне кажется, они их победят, чуть-чуть осталось.
ЛОШАК: Я думаю, в историческом смысле, безусловно, они когда-нибудь их победят. Но на данном отрезке я не уверен, потому что, конечно, это как раз то, о чем я в этой колонке писал, это же система, система так построена. Ее операционная система это коррупция, она, собственно, так работает. Причем это понятно всем – куда занести, чего, такой функционал очень удобный. Поэтому, для того чтобы они победили, нужны очень серьезные перемены. Конечно, это и смешно, и грустно, потому что этот старик Инвар Кампрад – ему 83 года – прожил практически безупречную жизнь, ну, с какими-то огрехами юности, сотрудничал с нацистами, но это было очень давно. А так, он построил безупречный совершенно бизнес. Он, действительно, является абсолютной иконой в Швеции.
КОВАЛЕВСКИЙ: И не только, во всем мире.
ЛОШАК: Он третий, на самом деле, в списке ╚Форбс╩. Человек, который ездит на старом ╚Вольво╩, летает в экономическом классе – такой образец такой протестантской трудовой этики, абсолютно противоположный нашей азиатчине.
КОВАЛЕВСКИЙ: Там были легкие шероховатости. Андрей, расскажите, пожалуйста, про судьбу программы ╚Большой город╩.
ЛОШАК: ╚Большой город╩? Печальная судьба. Этой программы больше нет. Но она выходила прошлой осенью, по-моему, месяца три. Потом мы решили ее не продолжать.
КОВАЛЕВСКИЙ: Это вы сами решили?
ЛОШАК: Нет, нет, руководство канала. Я там был постольку поскольку. Это, в принципе, была такая программа, где люди собирались. Каждый где-то что-то уже делал, чем-то был известен. Приходили с какими-то своими историями каждую неделю, что-то такое рассказывали.
КОВАЛЕВСКИЙ: Абсолютно чудесная программа была, мне очень нравилась эта программа, потому что она была не советская, не российская. Она была очень либеральная, с хорошим вкусом, с достойным юмором, смелая не в смысле аполитичности или там еще чего-то, а просто хорошая, интеллигентная, развлекательная программа. Это было как-то связано с рейтингами, или она была слишком умная, может быть?
ЛОШАК: Над ней нужно было просто работать продолжать. Она, вообще, требовала каких-то таких┘ Она довольно затратная, потому что люди все такие не простые, и идеи были у всех какие-то. Я помню, что последнее, что я собирался там делать, это, собственно, была поездка в Нолливуд, это нигерийский Голливуд, или Болливуд. А на самом деле, это третья в мире по количеству произведенных фильмов кинофабрика.
БАТИНОВА: Да вы что? А кто там снимает?
ЛОШАК: Нигерийцы.
БАТИНОВА: Сами.
КОВАЛЕВСКИЙ: Другой вопрос, кто смотрит эти фильмы.
ЛОШАК: Смотрит их 140 миллионов нигерийцев, их столько же, сколько нас, на самом деле. И мне как раз было интересно. Там очень много параллелей, потому что это тоже такая тупая нефтяная республика сырьевая, где народ в нищете, но при этом ест свой толстый слой шоколада. Интересно было. И они все смотрят боевики вот такие, вот такой ╚Глухарь╩ у них идет тоже. Они их совсем там на коленке делают, чуть ли не за 10 дней за 1000 долларов снимают буквально на какие-то любительские камеры. Но там есть какие-то звезды. Такая колоссальная индустрия. Не только Нигерия, их в Африке смотрят. Ну, видите, вот вы не знали, никто не знает. Но, к сожалению, о задачу такого уровня, руководство и сломало зубы, потому что в нее надо было вкладываться. Видимо, посмотрели┘
КОВАЛЕВСКИЙ: Рейтинги были хорошие?
ЛОШАК: Средние, средние, могли бы быть повыше. Мне кажется, это была такая программа на вырост, но тут нужна была воля, но не было ее.
КОВАЛЕВСКИЙ: Меня поражает, конечно, эта история с тем, что нет денег. Если разговариваешь с какими-то людьми, которые якобы готовы вкладывать деньги, то деньги есть. А потом смотришь, например, на готовый продукт, и понимаешь, что все деньги потрачены на два кресла, на какой-то задник и два стакана с водой.
ЛОШАК: Ну, да, мне это тоже поразительно и пронизывает все наше общество сверху донизу. Сверху понятно, там номера АМР, два джипа с охраной. А я был в деревнях. Вы все примерно понимаете, что такое русская деревня – депрессивное совершенно зрелище, хотя при этом можно такие найти алмазы в этой грязи. Но чем больше человек бухает, чем у него страшнее дом, забор развалился, замков нет уже фактически, тем больше у него антенна стоит. Я поразился, они покупают вот эти параболические антенны.
БАТИНОВА: Чтобы смотреть несколько миллионов каналов?
ЛОШАК: Да, это меня совершенно поразило.
КОВАЛЕВСКИЙ: Есть объяснение этому. Я по выходным сельский житель, я знаю, почему это делается, потому что это самый дешевый способ смотреть телевидение.
ЛОШАК: Потому что они не платят ни за что.
КОВАЛЕВСКИЙ: Ни за что, один раз купил тарелку и все.
БАТИНОВА: А так тоже ты не платишь?
КОВАЛЕВСКИЙ: Ну, как, ты платишь за бокс там.
ЛОШАК: А, кстати, тоже говорят, что не на что кашу сварить, а телевизоры, опять же – чем человек больше без денег и пьяница, тем у него лучше телевизор, обязательно какой-нибудь цветной. У некоторых я даже плазму видел.
БАТИНОВА: Я работала полтора года в Липецке, и это было шоу, потому что на Рождество все местные жители ехали в магазины, покупали дорогущие телевизоры, вообще, какие там только есть, без скидок, без ничего, ставили их на санки и везли пешком полтора часа домой.
ЛОШАК: Это было, это все сейчас закончилось. Это была эпоха потребительских кредитов. Но это же, на самом деле, такое абсолютно поле чудес такое. Ты ничего вроде не платишь, а тебе сразу дают цветной телевизор.
БАТИНОВА: А так как денег нет на такси, то можно и на санках доехать.
ЛОШАК: За деньгами потом приходят просто уже.
КОВАЛЕВСКИЙ: И другие люди совсем.
ЛОШАК: Да, и описывают все вместе с телевизором. Но это, на самом деле, все закончилось финансовым кризисом. И это тоже одна из причин. Почему народ стал сатанеть? Потому что, когда они сидели на этих кредитах, казалось, что это такое бесконечное счастье.
КОВАЛЕВСКИЙ: И был определенный смысл жизни.
ЛОШАК: Появился совершенно конкретный смысл жизни, такой незамысловатый смысл, но очень понятно. Ты сейчас себе купил новый, начал ты с чайника электрического, потом стиралку, потом холодильник, телевизор, и какая-то в этом была динамика. А сейчас этих людей лишили, и, на самом деле, по-моему, сейчас об этом не очень много говорят, но, по-моему, провинция как-то радикализируется потихоньку, потому что ей тоже нужно что-то взамен предлагать.
БАТИНОВА: На нашем форуме вопрос: ╚Должно ли общество быть политизированным, чтобы быть информационным? Считаете ли вы, Андрей, цитирую Солженицына: ╚Спасение человечества только в том, чтобы всем было дело до всего?╩
ЛОШАК: Ну, мне кажется, что общество должно быть не равнодушным. Потому что, самое страшное, у меня об этом тоже был фильм ╚Не наше дело╩ про то, как люди проходят мимо умирающих стариков. Еще пройдут и обчистят карманы, как они потом все снимают и выкладывают в Интернет. И не с криком: посмотрите, какой ужас! А – гы-гы. Конечно, это очень страшно то, что у нас пропало ощущение общества, сообщества, чувство локтя друг друга. Это, конечно, наследие эпохи дикого капитализма, когда каждый выживал сам. Выживал в результате сильнейший, все дрались клыками. И в результате, конечно, произошло такое грустное разобщение. Но, мне кажется, сейчас тоже меняется. Посмотрите, раньше люди выходили на какие-то митинги и протестные акции только тогда, когда к дому подъезжал бульдозер, как еще недавно с ╚Речником╩ было. Ну, и вообще, когда я снимал ╚Теперь здесь офис╩. У нас народ, на самом деле, совсем не трусливый, просто ему плевать на то, что происходит через дорогу. Это какой-то гражданский инфантилизм. То есть пока к тебе ковш не въедет на кухню, ты не поднимешься. А сейчас уже, мне кажется, люди стали менее равнодушны, они стали думать не только о себе, а, в целом, об обществе. Мне кажется, идет такой момент пробуждения.
КОВАЛЕВСКИЙ: А с чем это связано? Какие причины для этого? Как правило, должна какая-то беда произойти в глобальном смысле – то, что сближает?
БАТИНОВА: А вот вопрос – беда ли?
ЛОШАК: Я не знаю, это лишь одна из версий. Мне так кажется, что просто у людей исчез страх. Если раньше они еще и боялись, потому что показывали всячески, что ты выйдешь и получишь дубинкой по голове. Сейчас в связи с общим кризисом силовых структур люди перестали бояться их, потому что когда они там не могут уже друг с другом разобраться, понятно, что такая система не может быть репрессивной. И люди, как мне кажется, потеряли страх какой-то перед этой машиной.
КОВАЛЕВСКИЙ: Вам очень много хороших вопросов сегодня приходит. В частности: ╚Как вы относитесь к идее цензуры, обо всем ли следует говорить?╩
ЛОШАК: Наверное, не обо всем, потому что какие-то вещи, я считаю, просто этически не ст▓оит, по этическим каким-то причинам не стоит поднимать, особенно много муссировать, потому что это может увести немножко как бы в сторону. Но я считаю, что, например, говорить много и не важно даже, под каким углом, говорить много о самоубийствах нельзя, потому что они наталкивают людей на мысль об этом. Точно также, на самом деле, очень спорный момент это антинаркотическая пропаганда.
БАТИНОВА: Ой, я сейчас читаю книжку ╚Здесь курят╩.
ЛОШАК: Да, конечно, читал.
БАТИНОВА: Как они работают, вообще, с одной стороны, цинизм, с другой стороны. Даже такие вещи – они как раз работают на то, чтобы именно подросток курил.
КОВАЛЕВСКИЙ: Да не просто даже, бывают репортажи, я тут слышал репортаж по какому-то каналу, в котором говорят: вот, вы можете себе представить, любой подросток может приехать в переход конкретной станции метро, и с такого-то по такое-то время в таком-то киоске купить такие-то┘
БАТИНОВА: А это что, это думать надо.
ЛОШАК: Потому что всякое упоминание ведет к переизданию, нужно быть очень осторожным в этом всем. Есть какие-то вещи, связанные с таинством смерти. Когда у нас показывают трупы с градусниками в заднице, извините, это оскорбление памяти человека, его рода, его близких и так далее.
БАТИНОВА: А почему же тогда этого у нас так много?
ЛОШАК: Вы знаете, я не отвечаю за программную политику, тут тоже может быть масса версий. Или, может быть, по глупости, по корысти, потому что это, в общем, дает рейтинг. Мы помним историю гладиаторских боев, они начинались достаточно невинно, и гладиаторы сначала оставались жить.
КОВАЛЕВСКИЙ: Но хотелось все больше и больше.
ЛОШАК: Но потом какой-то хитрый антрепренер придумал их убивать.
КОВАЛЕВСКИЙ: Ло Вао Шу задал тоже, на мой взгляд, отличный вопрос: ╚Вы журналист с критическим мышлением, победили Невзорова в борьбе за звание главного репортера страны. Что должно государству общество, что-то материальное каждому гражданину или четкое соблюдение правил управления обществом?╩
ЛОШАК: Слушайте, я не знаю, я не социолог, не экономист.
КОВАЛЕВСКИЙ: Вы журналист с критическим мышлением.
ЛОШАК: Мне кажется, просто государство должно выполнять свои функции, ничего большего от него не требуется. Оно должно не обслуживать себя и тех, кто попал во власть, тех счастливчиков, которые там оказались, а в целом народ. Оно, на самом деле, нам должно, а не мы ему.
КОВАЛЕВСКИЙ: Кстати, написали из Москвы, что сегодня узнал о новом виде протеста. Люди на крыше авто устанавливают маленькие детские синие ведерки, забавно и заставляет нервничать ГИБДД.
ЛОШАК: Мне очень нравилась другая акция, которую однажды какие-то там молодые оппозиционеры провели. Хорошо, чтобы это запустилось в народ, когда перекрывают очередной раз Кутузовский, и мы все ждем, когда промчится очередная ╚мигалка╩, вот эти у них бывают перекрытия в шахматном порядке. Выходить, собственно, когда она несется, выходить и как китайские болванчики кланяться. Только это может этим людям дать понять, господи, что же мы творим-то.
КОВАЛЕВСКИЙ: А вы бы вышли?
ЛОШАК: Я бы с удовольствием.
БАТИНОВА: Конечно, я в этом уверена просто.
ЛОШАК: Я бы с удовольствием вышел, чтобы показать, за кого они нас держат.
БАТИНОВА: Или пустить кого-нибудь на медленной маленькой машинке впереди. Как бабушка в рекламе с самолетом.
КОВАЛЕВСКИЙ: Возвращаясь к Невзорову, недавно показывали его фильм про говорящих лошадей, но мало, кто знает его фильм про Чечню.
ЛОШАК: Про говорящих лошаков.
КОВАЛЕВСКИЙ: Вы тоже были в Чечне, тоже снимали кино. У нас недавно в гостях был военный журналист Александр Сладков, он тоже снимал фильмы про Чечню. Я недавно пришел домой и высказал вслух мысль о том, что у нас не показывают – по телевизору мы не можем увидеть фильмы про Чечню, про войну в Чечне. И, вы будете смеяться, я вчера готовился к нашей встрече и прочитал вашу фразу о том, что не нужно показывать людям фильмы про войну.
ЛОШАК: Ну, я не помню, чтобы говорил прямо так. Я говорил, что сам, собственно, не люблю снимать фильмы про войну. Но нет, не показывать ее совсем нельзя, иначе там будет твориться такой беспредел, который творился в конце 90-х, и полковники Будановы не будут уходить под суд. Показывать, конечно, надо. Это личный выбор журналиста. Мне просто это не доставляет профессионального удовольствия.
КОВАЛЕВСКИЙ: Но как вы считаете, люди должны знать о том, что есть еще и другая жизнь помимо гламура, скажем так?
ЛОШАК: Конечно. Ни в коем случае я бы никогда не стал утверждать, что войну не надо показывать. Показывать надо, на самом деле, все, а, тем более, то, что от нас пытаются скрыть, это тем более надо показывать.
БАТИНОВА: Еще вопрос с форума: ╚Как вы думаете, пресса это шавка или последняя надежда? И каково ее место в нашей системе ценностей?╩
ЛОШАК: Ну, пресса страшно, конечно, дискредитировалась. Дискредитировала сама себя за последнее десятилетие, поэтому я совершенно не понимаю людей, народ, когда ты подходишь к нему с микрофоном, от тебя шарахаются и посылают тебя на три буквы. Они имеют право на это, потому что они реально натерпелись. Кроме того, там действительно уважение тоже уже ниже плинтуса, потому что сегодня им говорят одно, завтра √ другое. Пойди, пойми. Кроме того тебе постоянно помимо пропаганды еще пытаются впарить какие-нибудь подгузники с кофе, то есть постоянно тобой манипулируют. Я думаю, что, конечно, у человека ощущение такое довольно враждебное к прессе, потому что он себя ощущает какой-то игрушкой в чьих-то руках. Ну, и плюс, что касается профессиональной этики, она действительно сейчас не на высоте. У нас процветает бульварная пресса, что тоже, конечно, очень грустно, хотя это имеет объективные совершенно причины – конкуренция.
КОВАЛЕВСКИЙ: Ну, это то же самое, что военная журналистика, должно быть и это.
ЛОШАК: Должно быть, просто должно быть и другое, не знаю. Существует четыре канала Би-би-си, это дотационное телевидение. Англичане не жалеют денег на то, чтобы заниматься просветительством, причем делают это классно совершенно. У нас все это в свободном плавании – зарабатывайте, ребята, деньги, как хотите. Ну, есть часть, которая занимается пропагандой, у них там своя функция. Остальные в свободном плавании. Естественно, люди вынуждены ставить все эти боевики, кровище, фильмы о том, как спиваются погасшие звезды и так далее.
БАТИНОВА: Над чем вы сейчас работаете, Андрей? Или вы не можете пока говорить?
ЛОШАК: Я работаю, да, к сожалению, боюсь просто сглазить, поэтому не буду сейчас рассказывать, смотрите, следите за эфирами на НТВ.
КОВАЛЕВСКИЙ: Огромное спасибо.
БАТИНОВА: Спасибо, что пришли, успехов вам и удачи.
ЛОШАК: Спасибо.
Слушайте в аудиофайле

По-большому. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Маяк. 55 лет

Новые выпуски

Авто-геолокация