Картинка

По-большому Писатель Григорий Остер в гостях у Лены Батиновой и Максима Ковалевского

6 мая 2010, 19:05

Персоны

КОВАЛЕВСКИЙ: У нас в гостях сегодня замечательный русский писатель Григорий Остер. Здравствуйте.
ОСТЕР: Добрый день.
БАТИНОВА: Здравствуйте, Григорий. Наши слушатели уже ждут вас с 5-ти вечера и присылают нам то, что помнят, потому что все взрослые люди. А, кстати, может быть, и пользуются вашими вредными советами. Ира П. написала: ╚Никогда вопросов глупых сам себе не задавай, а не то еще глупее ты найдешь на них ответ╩. И мы все согласились с этим, потому что это так.
ОСТЕР: Точно. Это из моих ╚Вредных советов╩.
КОВАЛЕВСКИЙ: Вы знаете, я вам должен признаться, что родители мне в детстве читали ваши вредные советы. И один просто запал мне в душу так, что я испортил┘
БАТИНОВА: Отношения с родителями.
КОВАЛЕВСКИЙ: Да. Это история про велосипед и папу: ╚Тормозите лучше в папу, папа мягкий, он простит╩. Вы не поверите, у нас в квартире был длиннющий коридор, мне подарили велосипед, и я прятался в дедушкиной комнате, ждал, пока выйдет папа, чтобы в него врезаться. Я хотел проверить, насколько он мягкий и вообще как это работает. Вы знаете, многие ваши вредные советы дети воспринимают буквально. Вы никогда не думали об этом?
ОСТЕР: Нет, ничего подобного, такого никогда не происходит. Вот расскажите, что было, когда вы врезались в папу?
КОВАЛЕВСКИЙ: Он понимал, что это я находился под впечатлением вредных советов. Ну, подзатыльник, что? Естественно.
БАТИНОВА: И на улицу.
ОСТЕР: Вы врезались в папу раз – получили подзатыльник, потом на следующий день опять – второй получили подзатыльник. Так дело было?
КОВАЛЕВСКИЙ: На третий раз он мне разрешил кататься на велосипеде во дворе.
ОСТЕР: Ага, вот видите, значит, вредные советы все-таки действуют! Но на самом деле вредные советы – это прививки от глупости. Честно говоря, я не сталкивался ни с одним ребенком, который бы исполнял вот так вот прямо, как вы, вредный совет буквально.
КОВАЛЕВСКИЙ: Видите, я первый.
ОСТЕР: Видимо, вы действительно первый. Но это очень помогает папам учиться прощать. Ведь самое главное, что должны делать родители со своими детьми, – это их прощать.
КОВАЛЕВСКИЙ: Это правда. Григорий, а ведь ╚Вредные советы╩ – это история, в общем-то, бесконечная.
ОСТЕР: Конечно, бесконечная.
КОВАЛЕВСКИЙ: Я могу себе представить, что у вас наверняка есть вредные советы и на злобу сегодняшнего дня. Есть продолжение?
ОСТЕР: Есть, есть, конечно. У меня много вредных советов, и я их продолжаю делать. Но главное, что мне в этом помогает практически все население страны.
КОВАЛЕВСКИЙ: Каким образом?
ОСТЕР: Если вы войдете в Интернет, вы увидите огромное количество вредных советов на совершенно разные темы, которые пишет народ. И когда-нибудь, рано или поздно, я обязательно издам многотомник вредных народных советов под своей редакцией. Я уже к этому готовлюсь.
БАТИНОВА: Они будут для взрослых?
ОСТЕР: Они будут для всех. Потому что есть советы для детей, и их в основном пишут дети. А есть советы для взрослых. Есть советы даже для радиожурналистов. Поищите в Интернете, вы их найдете.
БАТИНОВА: О, очень интересно! Это на вашем сайте?
ОСТЕР: Нет, у меня нет своего сайта, я своего сайта не держу. Это на сайтах разных людей находится. Вот недавно я написал такую уж вообще книгу для взрослых, она называется ╚Вредные советы непослушным бизнесменам российским╩.
КОВАЛЕВСКИЙ: Ага. Так?
ОСТЕР: И эта книга сейчас продается в магазинах. И там есть очень такие злободневные советы. Ну, например: ╚Сразу после получения прибыли разбегайтесь в разных направлениях. Всех не переловят. В крайнем случае попадутся только невезучие╩. Или, например: ╚Если вы в своем успешном бизнесе полную прозрачность обеспечили, продолжайте в том же духе действовать – сделайте его совсем невидимым╩.
БАТИНОВА: Это хорошо.
ОСТЕР: Много всяких разных советов. Ну, например: ╚Если ты с друзьями пилишь государственный бюджет, выбирай куски помельче и быстрее уноси╩. ╚Запускайте смело руку в государственный карман. В тесноте и страшной давке не заметит вас никто╩.
КОВАЛЕВСКИЙ: А у вас есть вредные советы для милиционеров, например?
ОСТЕР: Ну, специально для милиционеров нет, но для чиновников всяких есть. Например: ╚Восседая в новом средстве транспортном, до колес увешанном мигалками, вспомни, что случится с юной девушкой, если всем она начнет подмигивать╩.
БАТИНОВА: Да, очень мудро.
КОВАЛЕВСКИЙ: Может быть, есть какая-то книжка новая, которую вы издали или собираетесь издавать?
ОСТЕР: У меня все время выходят новые книжки. Вот есть одна новая книжка, которая еще вообще даже не вышла, ее еще пока купить нельзя.
КОВАЛЕВСКИЙ: Но ее отрывки можно услышать здесь.
ОСТЕР: Да, отрывки можно услышать здесь, и я чуть попозже прочитаю парочку рассказиков из этой книжки. А пока могу рассказать про книжку, которая есть, которая продается, она иллюстрирована замечательным художником Бильжо, и называется она ╚Вредные советы от самоподрастающих детей╩. Причем советы эти в прозе, это такие маленькие рекомендации. Ну, например: ╚Перед сном читайте ребенку не сказки, а нотации. Так он гораздо быстрее заснет╩. Или: ╚Ни в коем случае не разрешайте ребенку то, чего вам в его возрасте хотелось больше всего на свете╩. Это каждый взрослый должен запомнить. ╚Не требуйте от ребенка невозможного. Сначала сами попробуйте доесть эту кашу╩.
БАТИНОВА: Да, я однажды видела, как моя Полина сидела и смотрела на эту кашу, и я тоже думаю: надо бы попробовать. Я попробовала, а она ужасная. И я поняла, почему ребенок не ест такую кашу. Ну да, действует.
ОСТЕР: И вообще никогда не позволяйте ребенку без спроса брать с вас пример.
БАТИНОВА: Ой, это правильно, очень мудро. Скажите, а у вас бывают встречи с родителями, которым посвящены эти советы?
ОСТЕР: Конечно, бывают.
БАТИНОВА: Это люди с чувством юмора или разные?
ОСТЕР: Ну, в массе своей – да, родители бывают с чувством юмора. Потому что без чувства юмора им просто невозможно, они не выживут.
БАТИНОВА: Но вы правильно сказали: ╚бывают╩.
ОСТЕР: Ну, ни один родитель не выживет без чувства юмора. А потом, понимаете какое дело, я уже так давно пишу для детей, что сегодня уже есть огромное количество родителей, которые сами были детьми и выросли на моих книжках. Это мне очень приятно.
КОВАЛЕВСКИЙ: Вы знаете, прямо какое-то удивительное совпадение, я буквально на днях┘
БАТИНОВА: Посмотрел ╚38 попугаев╩.
КОВАЛЕВСКИЙ: Да, да, совершенно верно! И знаете почему? Потому что я в детстве не любил этот мультфильм.
ОСТЕР: Да? А почему?
КОВАЛЕВСКИЙ: А я вам могу сказать, это, в общем-то, совсем не секрет. И я думаю, что я не один такой. Может быть, вы замечали: когда идут ╚Спокойной ночи, малыши╩, дети ведь что – они ждут мультик. И когда все эти разговоры заканчиваются, и вот сейчас┘ и запускают кукольный мультик. Для многих детей это было страшное разочарование.
БАТИНОВА: А, ждали рисованный, да?
КОВАЛЕВСКИЙ: Конечно, конечно.
ОСТЕР: Вы знаете, это парадоксальная ситуация. С одной стороны, конечно, дети больше всего любят рисованные мультики, а кукольные не любят. Но если вы возьмете самые популярные мультики, не только мои, то окажется, что среди них очень большое количество именно кукольных. И ╚Чебурашка╩, и ╚Варежка╩, они кукольные.
КОВАЛЕВСКИЙ: Да. И, кстати говоря, Чебурашку с крокодилом Геной я тоже не любил именно потому, что они были кукольные. И вот посмотрев ╚38 попугаев╩ буквально на днях, я получил огромное удовольствие. И я еще подумал: наверное, это потому, что я уже взрослый, и я совершенно по-другому воспринимаю истории, которые там случаются.
ОСТЕР: Ну, дети очень большие консерваторы. Они вот если знают, что они не любят кукольных, потому что все-таки они в свое время насмотрелись огромного количества очень плохих кукольных фильмов┘ Да, у нас была замечательная, потрясающая мультипликация, и великие люди в этой мультипликации работали, даже не только Норштейн, там много было великих людей, которые у нас работали в мультипликации. Это неудивительно. Они бы с удовольствием, наверное, делали для взрослых все, но поскольку цензура им не давала делать то, что им хотелось делать для взрослых, они вытеснялись в детскую литературу, детскую мультипликацию. Но дети, насмотревшись очень средних фильмов┘ Ведь студия ╚Союзмультфильм╩ выпускала много фильмов в год, и среди них, в общем-то, 70-90 процентов – это были очень средненькие, очень плохие фильмы, которые делались, грубо говоря, по блату. Вот уже привыкли, что этот человек может писать сценарии, и у него эти сценарии покупали. Привыкли, что этот режиссер будет снимать, и ему снимать позволялось. Но среди вот этого 70 процентов – это было среднее, зато 10 – это было совершенно гениально.
КОВАЛЕВСКИЙ: Шедеврально, это правда.
БАТИНОВА: Не знаю, я просто наблюдаю современных детей, и мне кажется, что они не такие консервативные, может быть, как мы были. Они все едят, все подряд. Вот все, что видят, поглощают.
ОСТЕР: Ну так это ж тоже консерватизм – есть все подряд.
БАТИНОВА: Почему?
ОСТЕР: Ну, дети очень консервативны. Если они что-то получили и получили от этого удовольствие, они дальше хотят, чтобы было только это, и ничего другого уже не надо. Вот вы в свое время, видимо, посмотрели рисованный – было хорошо, посмотрели кукольный – было плохо. Все, этого вполне достаточно.
КОВАЛЕВСКИЙ: Вы знаете, я еще о чем думаю? Что на детском уровне ребенку, в общем-то, все равно, о чем мультфильм. Первое – это рисованный или кукольный. И еще одна вещь. Мне показалось (может быть, вы сейчас подтвердите мои слова), что, в частности, в мультике ╚38 попугаев╩ вот эти все серии – это истории такие с двойным дном. То есть, дети понимают на детском уровне развития одно, а взрослый человек уже слышит что-то между слов.
ОСТЕР: Да, конечно. Более того, вот ребенок в 4 года слышит одно, а в 10 уже совсем другое. Я всю жизнь старался писать, такие слоеные пироги делать, которые для разных возрастов и в которых заложены мины замедленного действия, чтобы человек маленький это увидел, осознал, а понял, может быть, спустя годы. Я так старался делать. Вообще ведь ╚38 попугаев╩ – вот этот Слоненок, Попугай, Удав и Мартышка – эти четыре персонажа, это же не просто так. Это ведь на самом деле один персонаж. Потому что в каждом человеке есть что-то от Слоненка, что-то от Мартышки, что-то от Удава и Попугая. В каждом ребенке, в каждом взрослом. В одном больше одного, в другом больше другого. Но если их сложить вместе, то вот тогда получается совершенно нормальный человек. Нормальный в том смысле, что он может получать от своей жизни удовольствие, и ему ничто не мешает.
КОВАЛЕВСКИЙ: Мне кажется, во мне живет один здоровый Мартышка.
БАТИНОВА: Тебе надо было просто пораньше этот мультик посмотреть, уже поздно.
КОВАЛЕВСКИЙ: А скажите, пожалуйста, ведь цензура была в то время, правильно?
ОСТЕР: Конечно, была.
КОВАЛЕВСКИЙ: На вас это распространялось каким-то образом?
ОСТЕР: Вы знаете, вообще все это было странно и парадоксально. На меня это еще как распространялось.
КОВАЛЕВСКИЙ: Ну, казалось бы, что уж?
ОСТЕР: Ну что вы? Это страшное дело было. Сидели редакторы, были высочайшего класса специалисты, которые понимали, что можно и что нельзя.
КОВАЛЕВСКИЙ: До чего можно докопаться в мультике ╚38 попугаев╩?
ОСТЕР: Да до чего угодно! Вот когда у меня вышла книжка эта, она еще до мультика вышла, и там одна сказка начиналась с того, что ╚однажды с Африкой случился ремонт╩. Так дело в том, что у нас в это время были какие-то большие проблемы в Анголе. И они решили, что я это хочу сказать.
КОВАЛЕВСКИЙ: О господи!
ОСТЕР: Ну, я никогда не был специальным диссидентом, я в своих сказках никогда не старался специально там что-то сказать про начальство. Но начальство все время узнавало себя в отрицательных героях.
БАТИНОВА: Отлично!
ОСТЕР: А это же очень просто. Если писатель честно пишет про отрицательного героя и рассказывает правду, то отрицательный герой всегда себя в этом узнает. В конце концов, Сталин – это ведь частный случай Кощея Бессмертного, всего лишь навсего. Ленин, Сталин, всякие разные там, кстати, Гитлер и прочие-прочие – они все частные случаи сказочных персонажей.
КОВАЛЕВСКИЙ: Но подсознательно, когда вы писали, вы думали о том, что вот это, наверное, не пройдет цензуру? Это же можно было с ума сойти, сочиняя произведения для детей.
ОСТЕР: Вы знаете, я с самого начала┘ Я, конечно, ушел в детскую литературу из взрослой, потому что в свое время, в 1969 году вернулся я из армии, три года прослужив на Северном флоте, и я увидел, что то, что называлось оттепелью, кончилось, что опубликовать взрослые стихи, которые я писал, невозможно. Что писать и публиковать, то есть зарабатывать себе на жизнь литературой, можно только в том случае, если ты пишешь на две темы: или про партию, или про любовь. Причем любовь – имеется в виду любовь к партии, конечно.
КОВАЛЕВСКИЙ: Ну, разумеется, а какая еще может быть любовь?
ОСТЕР: И я ушел в детскую литературу. Знал бы иностранные языки, ушел бы в переводчики. А тут ничего нельзя было поделать. После того, как у меня вышли первые три детских книжки, их тоже перекрыли. И у меня долгие годы не выходили книги, только после 1991 года я смог издавать свои такие всерьез всякие произведения. И это не только у меня, это было у всех: и Успенского, и у Коваля, и у Сапгира – у всех наших детских писателей тоже была масса проблем. Но вот, например, почему-то Комитет по печати был очень суров, а Комитет по кинематографии был спокоен к мультфильмам. И мультфильмы не трогали, не дергали меня до тех пор, пока у меня не появился мультфильм ╚Куда идет Слоненок╩, это вот в серии про Слоненка, Мартышку, Удава и Попугая.
КОВАЛЕВСКИЙ: Да-да-да. ╚Куда ты идешь? – Туда. – А зачем?╩
ОСТЕР: Да. Вот у меня была такая милая история, как Попугай ходил туда-сюда, размышлял. Мартышка к нему пристроилась, подбежала и спросила: ╚Куда идем? Туда?╩ А он повернул в другую сторону. ╚А теперь куда идем? Туда? Сюда? А что у нас там? – Ничего. – Так зачем же мы туда идем?╩ И вот тут-то они и попались! Мне сказали: да вы что, с ума сошли? И мне пришлось ехать в Комитет кинематографии, ходить по кабинетам и искать человека, который считает, что наша страна идет не туда.
КОВАЛЕВСКИЙ: О господи! Сегодня это вообще невозможно.
ОСТЕР: Я спрашивал: ╚А почему у вас такие странные ассоциации?╩ И вы знаете, фильм пропустили, он вышел на экраны.
БАТИНОВА: А, вы спросили у него: почему у вас такие странные ассоциации? Класс!
ОСТЕР: Да, я искал в Комитете кинематографии тех, кто считает, что наша страна идет не туда. ╚Почему у вас ассоциации такие?╩ – спрашивал я.
БАТИНОВА: Здорово! И развернули его мысли.
КОВАЛЕВСКИЙ: Но ведь действительно за всей этой цензурой, в конце концов, стоит какой-то один человек.
ОСТЕР: Нет-нет. На самом деле ведь сегодня же тоже есть цензура. Но сегодня цензура как бы четко незаконная. У нас в конституции сказано, что в России цензура запрещена, цензуры быть не может. Поэтому, если вы что-то хотите сказать, а вам не дают, и вы поймаете на этом свое начальство, начальство можно сажать в тюрьму.
КОВАЛЕВСКИЙ: Я представляю!
ОСТЕР: Цензура запрещена законом, запрещена конституцией. Но у нас прекрасно работает, как работала при советской власти, так и сейчас, работает именно самоцензура.
КОВАЛЕВСКИЙ: Ну правильно, я о чем и говорю, то есть, сидит какой-то самодур, который: ╚Нет, вот это лучше, наверное, не надо, а то мало ли что, потом это по цепочке спустится вниз, потом опять дойдет до меня┘╩
БАТИНОВА: Ну почему самодур? Если у человека самоцензура, он сам себя регулирует.
ОСТЕР: Нет, извините, тут срабатывает очень простой механизм. Сидит человек, который сидит на своем месте и хочет, чтобы его не прогнали с работы.
КОВАЛЕВСКИЙ: Да!
ОСТЕР: Поэтому он старается все то, что может его спихнуть с работы, как-то примять, чтобы этого не было.
БАТИНОВА: Опустить.
КОВАЛЕВСКИЙ: Мало ли что┘
ОСТЕР: И мы, между прочим, в свое время научились бороться с этими чиновниками. Ведь какая была ситуация? Они боялись скандала. Поэтому, когда они пытались что-то запретить, мы им устраивали скандал сразу, не отходя от кассы, тут же. Мы не молчали, как вот принято было: ну, раз нельзя, значит, все, нельзя. А мы говорили: ╚А почему вы так считаете? А кто вы такой?╩
КОВАЛЕВСКИЙ: Вам огромное количество комплиментов, все сразу вспоминают свою молодость, задают вам огромное количество вопросов. Вы знаете, что я хотел вас спросить? Безусловно, существует детская литература. Но мне кажется, то, что называется детской литературой, она же и литература для взрослых.
ОСТЕР: Несомненно.
КОВАЛЕВСКИЙ: Причем не менее любимая, чем литература, которая называется литературой для взрослых.
ОСТЕР: Ну, это кому как, конечно. Потому что Набокова не может заменить совсем уж детская литература. Или Достоевского.
КОВАЛЕВСКИЙ: Я, наверное, неправильно выразился. Я именно это и имел в виду, что дети не смогут читать Набокова и Достоевского. Зато ╚Вредные советы╩ с удовольствием читают и дети, и взрослые. Когда вы пишете ваши произведения, вы думаете прежде всего о детях? Ну так, если честно. Или обо всех?
ОСТЕР: Я думаю о людях. Я не устаю повторять, что я сделал великое открытие. Как Дарвин открыл, что человек произошел от обезьяны, так я открыл, что все взрослые произошли от детей.
КОВАЛЕВСКИЙ: Да, это гениальное открытие, действительно.
ОСТЕР: Это великое открытие. В каждом взрослом живет маленький ребенок, каким он когда-то был. Поэтому когда я пишу произведение (повторяюсь), я его стараюсь писать для человека, который из ребенка превращается во взрослого. Но это никому на самом деле полностью не удается. Вот я сейчас написал книгу, которая скоро выйдет, называется ╚Детская книга для взрослых, или Взрослая книга для детей╩. И там дети и взрослые совершенно меняются местами. Могу прочитать маленький рассказик оттуда. (Читает рассказ.)
БАТИНОВА: Я думаю, нужно ли знать детскую психологию для того, чтобы писать эти рассказы для взрослых и для детей?
ОСТЕР: Понимаете, опять же, что значит – знать детскую психологию?
БАТИНОВА: Знать стадии, как формируется личность.
ОСТЕР: Нет. Если вы себя помните хорошо, помните, что вы чувствовали, когда вам было пять лет, шесть, десять┘ Человек же должен помнить, что было, когда ему было десять. Вот и все.
БАТИНОВА: Да. Даже если сейчас я поставлю себя на место этого ребенка, то, наверное┘ Ну, не знаю.
ОСТЕР: А вы почаще вспоминайте себя. Вот перед сном всем советую. Просто вспомните какое-нибудь место в своем дворе. И от этого места вспоминайте, что у вас на этом месте было. И постепенно вы раскрутите свои воспоминания. Чем лучше человек помнит себя в детстве, тем проще ему общаться с собственными детьми, да и вообще проще жить.
БАТИНОВА: Да, я помню, что деревья были большие.
КОВАЛЕВСКИЙ: Позволите пару вопросов от наших слушателей?
ОСТЕР: Давайте.
КОВАЛЕВСКИЙ: Тут целая даже дискуссия завязалась на нашем форуме. Мы несколько минут назад говорили о цензуре. И вот Котов пишет: ╚В последние 10 лет у меня сложилось четкое мнение, что цензура – это даже хорошо╩. На что ему отвечают: ╚Согласна. Иногда нужно. Открыла книгу, не помню какую, а там – мат. Я просто в шоке была. Деградируем, друзья!╩ Вот такой пост размещен.
БАТИНОВА: А зачем вы папину книжку открыли?
КОВАЛЕВСКИЙ: Как вы относитесь к мату? Для вас это деградация? Для вас это должно быть цензурировано?
ОСТЕР: Мат в каких-то местах вполне уместен. Но в большинстве мест нашей жизни он совершенно неуместен. И, наверное, если продаются книги, которые с матом, то они должны продаваться в определенных местах. И об этом должно быть предупреждение. Ведь, например, у нас┘ Ну ладно – мат. А вот порнография. Ведь она у нас в стране не запрещена! Порнография – это вполне законная вещь. У нас просто незаконное распространение порнографии запрещено. Порнографию нельзя распространять там, где ее могут увидеть дети.
БАТИНОВА: В киосках висит.
ОСТЕР: Вот это нельзя. За это надо судить и сажать в тюрьму. А для каких-нибудь маньяков, чтобы они себе тихо занимались своей порнографией и никого не убивали, может, это даже очень полезно. То есть, тут не надо путать вещи. Вот цензура, тем более политическая цензура, которая как бы цензурирует наше мнение, и цензура в том смысле, что если человек пишет ╚корова╩ неправильно, то это надо немедленно исправить – это совершенно разные вещи. И когда я говорил о цензуре, я говорил совершенно о другой цензуре. О цензуре, которая ограничивает свободу слова, ограничивает свободу мнений. Существует закон. Все, что в рамках закона, все может быть. А то, что насилие пропагандируют, то, что пропагандируют социальную и национальную рознь, ну и вообще все, что запрещено в законе, – тут никакая даже цензура не нужна. Если человек это сделал, значит, он будет за это отвечать по закону.
КОВАЛЕВСКИЙ: Я не знаю, понравится вам или нет. Я сочинил следующую историю. По Дарвину – человек произошел от обезьяны. А по Остеру – человек произошел от обезьянки.
ОСТЕР: От обезьянки? Ну, это значит, вы имеете в виду, что каждый из нас в глубине души обезьянка. Не в прямом, в фигуральном смысле, наверное, это правильно.
КОВАЛЕВСКИЙ: А также слоник, удав и попугай.
БАТИНОВА: Медвежонок, Макс. Марина Ч. спрашивает у вас: ╚Как вам удается сохранить ваше замечательное детское восприятие жизни? Такое верное и такое точное?╩
ОСТЕР: Вот, наверное, это самое трудное и самое главное. Я всех людей призываю стремиться не удушать ребенка, который в каждом из нас сидит. Потому что каждый из нас этим ребенком был. Не надо его убивать. Обычно человек это делает в подростковом возрасте, когда ему там 19 лет.
БАТИНОВА: Да. Потому что общество этого требует.
ОСТЕР: Нет, сам. Он сам хочет как можно скорее стать взрослым. Он в себе это все старается убить. Он свои проявления ребенка воспринимает как недостатки и хочет скорее-скорее-скорее стать самодостаточным. Он становится самодостаточным, очень много чего приобретает, но теряет все, начиная с детской непосредственности, как бы правильного, интуитивного взгляда на мир. Потому что каждый из нас обладает потрясающей интуицией. Когда существо маленькое, оно знает мир по-другому, не так, как его знает взрослый. Но это все отдельная история.
БАТИНОВА: Да. Ну, знаете, просто когда делаешь колесо на Тверской улице, все на тебя смотрят и общество начинает шикать на тебя. Пусть тебе 50 лет, но ты же этого хочешь, потому что ты такой ребенок в душе. А общество шикает.
ОСТЕР: И в детях, и во взрослых есть огромное количество замечательных, потрясающих вещей. Но и во взрослых, и в детях есть огромное количество ужасных вещей, от которых надо избавляться. Вот я вам расскажу еще одну историю из этой самой книжки, о которой я говорил.
КОВАЛЕВСКИЙ: Тут еще огромное количество вопросов вам пришло.
ОСТЕР: Давайте.
КОВАЛЕВСКИЙ: ╚Вырос на вашем задачнике. Как они приходили вам в голову? Помню про пусики╩.
ОСТЕР: Я просто попытался сделать из задачника литературное произведение. И сделал.
КОВАЛЕВСКИЙ: Спасибо вам огромное.
БАТИНОВА: Спасибо большущее вам.
ОСТЕР: Пожалуйста.
КОВАЛЕВСКИЙ: За чудесные произведения и за чудесную беседу.
Слушайте аудиофайл.

По-большому. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Маяк. 55 лет

Новые выпуски

Авто-геолокация